Москва, 11 января. /МФД-ИнфоЦентр, MFD.RU/
Со сведений о расходах государственных служащих снимут банковскую тайну, а их проверкой займутся кадровые службы ведомств-работодателей. Как сообщает Forbes, депутат Госдумы от фракции «Единая Россия» Андрей Скоч (№26 в рейтинге 200 богатейших бизнесменов России по версии Forbes, состояние 3.9 млрд долл.) внес на рассмотрение нижней палаты законопроект, обязывающий чиновников раскрывать информацию о своих расходах, превышающих задекларированные доходы.
Законопроектом предлагается установить, что чиновники должны будут предоставлять сведения о расходах при поступлении на службу, а также ежегодно в срок до 30 апреля. Новое правило предлагается распространить на государственных и муниципальных служащих, военнослужащих, сотрудников полиции, прокуратуры, таможни, Следственного комитета РФ, депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, региональных парламентариев и сотрудников госкорпораций.
Декларировать расходы, согласно законопроекту, должны будут также супруги чиновников и несовершеннолетние дети — аналогичная норма действует в отношении статьи доходов.
Предполагается, что проверять представленные сведения будут кадровые службы организаций, где работают госслужащие. Для подтверждения данных ведомства могут направлять запросы в банковские и налоговые органы, которые в свою очередь будут обязаны отвечать на такие обращения.
В пояснительной записке отмечается, что для проверки информации «сведения о расходах предлагается исключить из сведений, составляющих банковскую тайну». В настоящее время такое исключение сделано лишь для информации о доходах чиновников.
К теме декларирования расходов госслужащими российские власти за последние годы возвращались неоднократно. Введение этой нормы в законодательство позволило бы РФ ратифицировать 20-ю статью Конвенции ООН по борьбе с коррупцией, предполагающей формулирование термина «незаконное обогащение». Проекты закона о декларировании расходов неоднократно вносились на рассмотрение в Госдуму, однако всякий раз получали отрицательные отзывы в правительстве или Администрации президента РФ.
В марте 2011 года премьер-министр РФ Владимир Путин на конференции «единоросов» в Брянске вновь предложил «подумать над инструментами», которые бы позволили проверять, насколько доходы чиновников соответствуют их тратам. Еще через месяц глава правительства на заседании кабмина поручил вице-премьеру Вячеславу Володину, в декабре перешедшему на пост первого замглавы кремлевской администрации, проработать текст закона о декларировании расходов. Однако дальше слов Путина дело тогда не пошло.
Тема вновь «всплыла» лишь в конце декабря. Президент РФ Дмитрий Медведев в рамках своего послания Федеральному собранию поручил до 15 апреля 2012 года внести в Госдуму проект федерального закона, устанавливающего систему контроля за крупными расходами «лиц, занимающих государственные должности РФ, некоторые должности федеральной государственной службы, и иных публичных должностных лиц, а также за соответствием расходов этих лиц декларируемым ими доходам».
При этом глава государства стремительно скорректировал свою позицию: еще в конце ноября, за две недели до думских выборов он выражал сомнения относительно целесообразности ужесточения антикоррупционного законодательства. При контроле за расходами президент призывал действовать «очень аккуратно». Медведев пояснял, что «вынимать всю душу» контролирующим инстанциям надо при проверке декларируемых доходов. «Чуть-чуть что-то скрыл — за это давать уголовную ответственность», — говорил он.
Перемену в позиции президента аналитики связывали с желанием властей снизить активизацию протестных настроений среди населения после выборов 4 декабря. Главной сложностью в реализации инициативы депутата Скоча эксперты называли отсутствие у РФ межгосударственных соглашений о передаче информации о счетах и сделках госслужащих и их родственников за границей.
«Борьбе с коррупцией поможет не принятие нового закона, а применение тех, которые уже существуют. Потому что очевидно, что препоны в борьбе с коррупцией существуют не потому, что у нас есть какая-то особая банковская тайна по расходам чиновников, а потому что минимальный контроль за доходами чиновников, который уже установлен у нас действующим законодательством, просто не выполняется. Просто никто ничего ровным счетом не делает. А поможет ли новый закон или нет, можно будет ответить только если он: а) будет принят, б) вдруг, ни с того ни с сего начнет выполняться», — полагает гендиректор Центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International Russia Елена Панфилова.
По ее словам, «ни в какой стране мира (даже в победивших коррупцию, включая Сингапур и т. д.) не существует отдельно контроля за расходами». «Существует контроль за доходами и имуществом, ежегодный, с проверками. И любому человеку, если он об этом задумается (включая депутатов), должно быть понятно, что каждая ежегодная последующая декларация имущества и доходов является, в свою очередь, декларацией расходов. Потому что в ней появляются квартиры, машины, дачи, счета в банках и т. д. И если такие декларации о доходах и имуществе нормально проверяются, они и становятся декларациями расходов», — отмечает эксперт.
По мнению Панфиловой, законопроект Скоча может являться попыткой властей «создать хоть какой-то новостной повод»: «никаких таких законов и последствий не будет — то, что этот закон внесен в Госдуму, совершенно не означает, что он будет принят».
Комментарии отключены.