Москва, 29 декабря. /МФД-ИнфоЦентр, MFD.RU/
Британский фунт, как правило, является одной из наиболее волатильных валют, однако в 2011 году амплитуда колебаний пары GBR/USD была минимальной в сравнении с предыдущими периодами. В течение года пара торговалась в диапазоне 1.5270 – 1.6745, отражая преимущественно динамику евро и слабо реагируя на новости, касающиеся британской экономики. Отсутствие внимания рынка к внутренним британским новостям помогло фунту удержать относительное равновесие. Некоторые аналитики даже утверждали, что фунт может исполнить функцию валюты-убежища, учитывая стабильность кредитного рынка Великобритании и независимую монетарную политику Банка Англии. Однако в 2012 году многие из этих допущений могут оказаться неверными, особенно, если британская экономика начнёт замедляться, а кажущаяся сила фунта обернётся слабостью, если спекулянты долгового рынка обратят внимание на бонды Великобритании, которые станут следующей целью для шортов.
Правящая коалиция Великобритании во главе с премьер-министром Дэвидом Кэмероном в начале 2011 года использовала необычный аргумент, заявив о том, что британская экономика может продолжить рост в условиях реализации жёстких мер по снижению правительственных расходов для сокращения бюджетного дефицита. Год спустя этот аргумент всё ещё не получил однозначной оценки, и эффективность экономической политики правительства Кэмерона остаётся под вопросом. В 2011 году Минфином Великобритании был зафиксирован бюджетный дефицит по итогам 10 из 12 месяцев, а совокупный дефицит госбюджета по итогам финансового года, завершающегося в марте, согласно текущим прогнозам, может превысить на 6 млрд фунтов первоначальный прогноз в 128 млрд фунтов.
Помимо медленного роста, британская экономика продолжает страдать от высокой инфляции – темпы роста индекса потребительских цен в Великобритании превышают показатели других промышленно развитых стран. В сентябре инфляция в Великобритании достигла пикового в этом году уровня 5.2%, опустившись до 4.8% в ноябре. Вместе с тем, темпы роста заработной платы в стране отстают от темпов повышения показателей прожиточного минимума. Средняя заработная плата за год выросла в среднем на 2%, таким образом, реальные доходы населения сократились почти на 3%.
Затухающее влияние на экономику последствий повышения НДС и необходимость снижения цен, осознаваемая производителями, могут привести к ослаблению инфляционного давления в будущем году до терпимого уровня 3% - 3.5%. Однако, учитывая сохраняющуюся напряжённость на Ближнем Востоке, которая поддерживает цены на нефть, прогноз по инфляции на уровне 3% может оказаться слишком оптимистичным. Инвесторы также рассчитывают на позитивный эффект Олимпийских игр, которые пройдут в Лондоне с 27 июля по 12 августа 2012 года, стимулируя туристический бизнес и потребительский сектор. Но судя по многолетнему олимпийскому опыту, этот эффект будет временным и может быть нивелирован сокращением инвестиций после завершения Олимпиады. В конечном счёте, экономика Великобритании чрезвычайно зависима от сферы финансовых услуг, но с учётом проблем на кредитном рынке еврозоны британским финансовым институтам будет трудно удержать положительные темпы роста в 2012 году в условиях расширения мирового экономического кризиса.
Кроме того, негативное влияние на британскую экономику может оказать иконоборческая политическая позиция Дэвида Кэмерона. На недавнем саммите лидеров ЕС премьер-министр Великобритании отказался принимать поправки к соглашениям Евросоюза, предложенные Францией и Германией, настаивающих на более тесной координации в фискальной сфере. Политика самоизоляции, выбранная Кэмероном, была одобрена британскими избирателями и прессой, но некоторые партнёры Великобритании по ЕС восприняли позицию британского премьера как прямой саботаж. В отместку недовольные Великобританией страны ЕС могут проголосовать за введение налога на финансовые операции в Евросоюзе, чему бурно сопротивляется лондонский Сити. Новый налог может иметь катастрофические последствия для финансового сектора Великобритании, кроме того, его введение, вероятно, спровоцирует распродажи британского фунта.
По оценке исследовательской компании McKinsey Global Institute (подразделение транснациональной аудиторско-консалтинговой компании McKinsey & Company), совокупный долг Великобритании, включая займы финансового сектора, частные и государственные долговые обязательства, является самым высоким в мире. Согласно официальным данным, госдолг Великобритании составляет 900 млрд фунтов, что эквивалентно 60% ВВП. Однако если включить интервенции в финансовый сектор, общий уровень долга страны достигнет 2.24 трлн фунтов или 147% ВВП. Этот показатель ставит Великобританию в один ряд с Грецией и Испанией, подвергая сомнению её соответствие наивысшему кредитному рейтингу «ААА».
До настоящего момента Великобритания пользовалась преимуществами стабильного долгового рынка в стране. Но если британские долговые обязательства попадут под прицел спекулянтов - так, как это случилось с Грецией, Италией и Испанией – страна может столкнуться с кошмарным сценарием высокой инфляции и экономического спада в условиях роста стоимости обслуживания внешнего долга. И если это случится, у Банка Англии не останется иного выбора кроме монетизации долга и взятия на себя функций кредитора последней инстанции с соответствующими последствиями для фунта.
Вместе с тем, существует вероятность краткосрочного резкого укрепления фунта на фоне притока средств в британские активы в случае краха европейского монетарного союза. По сообщению британской газеты The Sun, правительство Великобритании разрабатывает сценарий закрытия границ для континентальной Европы на случай развала зоны евро. Канцлер Великобритании Джордж Осборн подтвердил факт разработки экстренных планов для чрезвычайных ситуаций. Казначейство Великобритании заявило, что не намерено раскрывать деталей подобных программ. Вместе с тем, Минфин не опроверг слухов о возможном введении ограничений по вкладам на депозиты в британских банках, которые могут быть использованы в качестве «тихой гавани». Существенное укрепление фунта (скорее всего, в течение непродолжительного времени) нанесёт значительный урон британскому экспорту, сократив доходы производственного сектора. Однако в целом для экономики, эти потери могут быть компенсированы прибылью финансовых компаний.
Таким образом, в 2012 году экономика Великобритании может оказаться под давлением, учитывая негативное влияние европейского долгового кризиса на финансовый сектор, капитализацию ведущих компаний и экспортные показатели. Несмотря на реализацию мер «строгой экономии», существенного сокращения бюджетного дефицита достичь пока не удалось, в то время как ослабление потребительского спроса в условиях повышения прожиточного минимума приводит к дальнейшему замедлению темпов роста ВВП.
Пара GBR/USD закрывает 2011 год с относительно небольшими потерями (примерно 4%), но если в будущем году долговой рынок Великобритании окажется под давлением, и кредитоспособность страны начнёт вызывать сомнения, волатильность фунта усилится, и пара GBR/USD может опуститься ниже ключевой поддержки 1.5000.
Комментарии отключены.