Французская Pernod Ricard, являющаяся одним из крупнейших мировых операторов алкогольного рынка, 22 сентября 2005 г. объявила о начале переговоров с Юрием Шефлером, владеющим группой SPI, о покупке товарного знака Stolychnaya и уже выплатила 100 млн евро. Права SPI на известный водочный брэнд на мировом рынке оспаривает федеральное казенное предприятие (ФКП) "Союзплодоимпорт", однако, как сообщает "КоммерсантЪ", французская компания уже приступила к переговорам с российским правительством по урегулированию спора вокруг Stolychnaya.
В совместном заявлении, распространенном вчера Pernod Ricard и SPI, говорится о заключении компаниями нового дистрибуционного соглашения. В рамках этого соглашения эксклюзивные права на международную дистрибуцию принадлежащего SPI портфеля товарных знаков Stolichnaya (это около десяти производных слов от названия водки) переходят от Allied Domecq к Pernod Ricard.
В заключении подобного соглашения нет ничего удивительного: в договоре между Allied Domecq и SPI есть пункт о его перезаключении в случае изменения структуры собственности одной из сторон. Любопытно другое. "Pernod Ricard и SPI пришли к соглашению о начале переговоров о возможном приобретении брэнда Stolichnaya компанией Pernod Ricard, если SPI примет решение о его продаже в будущем", - говорится в документе. При этом Pernod Ricard обладает преимущественным правом отказа как от прав на дистрибуцию, так и от покупки брэндов. За эти два пункта соглашения группа Ю.Шефлера уже получила от французской компании около 100 млн евро.
В Pernod Ricard комментировать ситуацию отказались. Руководство SPI ничего удивительного в размере суммы не видит. "Эта сумма платится за совокупность прав - возможность дистрибутировать Stolychnaya и возможность преимущественного права на приобретение этого брэнда, если мы когда нибудь захотим его продать", - заявил заместитель председателя совета директоров SPI Андрей Скурихин.
Однако аналитики считают, что сам факт подобного соглашения говорит о том, что компании скорее близки к завершению переговоров о продаже брэнда. "Публичные западные компании находятся в жестких рамках и не могут делать такие громкие заявления без оговорок,- уверен Валерий Тутыхин, партнер компании John Tiner & Partners.- Думаю, что в данном случае часть из этих 100 млн евро - деньги за сохранение статус-кво, а часть - залог в будущих переговорах". С ним согласен и аналитик ФК "Уралсиб" Марат Ибрагимов. "Если стороны сделали такое объявление, то они близки к завершению переговоров. Платить такие деньги только за дистрибуцию никто не будет", - говорит он. Участники алкогольного рынка, ознакомившись с заявлением, высказались еще более определенно. "Завидую Шефлеру, - заявил глава ТПГ "Кристалл" Сергей Зивенко, - одной ногой он уже вышел из этого бизнеса".
Напомним, что Pernod Ricard SA основана в 1975 г. Компания является лидером на рынке спиртных напитков в континентальной Европе, Ирландии, Центральной и Южной Америке. 44% продаж приходится на Европу, 26% - на Северную Америку, 10% - на Южную Америку, оставшиеся 20% - на Азию. Объем продаж компании в 2004 г. составил 4.87 млрд долл. Основные брэнды: Chivas Regal, Havana Club, Jameson, Martell, Ricard, Seagram`s Gin, The Glenlivet, Wild Turkey.
Летом 2005 г. Pernod Ricard за 14.2 млрд долл. купил компанию Allied Domecq Spirits & Wine - 2-го после Diageo мирового производителя алкоголя.
Allied Domecq является общемировым дистрибутором брэнда Stolychnaya, принадлежащего группе SPI Юрия Шефлера.
Общая стоимость сделки по продаже портфеля брэндов Stolichnaya аналитики оценивают в 400-500 млн евро. При этом аналитики указывают, что покупка Stolychnaya полностью соответствует ранее заявленным планам Pernod Ricard в борьбе за первое место на алкогольном рынке. "Stolychnaya поможет французской компании на равных бороться со своим основным конкурентом Diageo, в портфеле которого есть сильный водочный брэнд Smirnoff", - говорит глава компании "Бизнес-Аналитика" Андрей Стерлин.
Если сделка состоится, то в руках у Pernod Ricar окажется очень ценный (только в США объем годовых продаж Stolychnaya оценивается в 350 млн долл.), но одновременно весьма спорный актив. Напомним, что сейчас права на этот товарный знак оспаривает федеральное казенное предприятие "Союзплодоимпорт", которое контролирует продажи Stolychnaya в России. Впрочем, большинство экспертов считают, что без уверенности в возможности урегулирования этого спора Pernod Ricard не стала бы ввязываться в сомнительную сделку. "Pernod Ricar не такая компания, чтобы провозглашать намерения, в которых нет стопроцентной уверенности", - говорит совладелец холдинга "Ладога" Вениамин Грабар.
Фактически это подтвердили и в Pernod Ricar. Как стало известно, вчера на conference-call с аналитиками представители французской компании заявили, что ведут переговоры с российской стороной о мирном урегулировании процесса. Подробности в Pernod Ricar не уточнили. Однако, по мнению аналитиков, переговоры, скорее всего, касаются использования Stolychnaya на западных рынках. "Вряд ли компанию, продающую водку по 25 долл., интересует рынок 40-рублевой водки",- заявил аналитик NCB Stockbrokers Франсуа Аршамбо, участвовавший в conference-call.
В ФКП "Союзплодоимпорт" от детальных комментариев отказались. "Мы изучаем обстоятельства заключения данного соглашения, - заявил глава "Союзплодоимпорта" Владимир Логинов. - Как только получим более полную информацию, мы дадим комментарий".
Комментарии отключены.