СП беспокоит отсутствие порядка зачисления нефтегазовых доходов в Резервный фонд

МОСКВА, 20 окт - РИА Новости. Счетная палата обеспокоена отсутствием порядка зачисления нефтегазовых доходов бюджета в Резервный фонд, сообщил глава контрольного ведомства Сергей Степашин, выступая в Госдуме в рамках обсуждения поправок к федеральному бюджету на 2011 год.

Данными поправками предполагается увеличение Резервного фонда РФ на 248,8 миллиарда рублей, в результате чего объем фонда на конец года составит 1 триллион 673 миллиарда рублей.

«В условиях нестабильной ситуации на мировых финансовых рынках очень важно, что бюджет будет сведен без дефицита», - сказал Степашин. «Данное обстоятельство, а также увеличение Резервного фонда создают дополнительные предпосылки для обеспечения макроэкономической стабильности», - сказал Степашин. «Но я хотел бы отметить, что до сих пор не утвержден порядок зачисления нефтегазовых доходов в Резервный фонд – я обращаю на это внимание правительства Российской Федерации», - сказал глава Счетной палаты.

В 2010 году в связи с прогнозируемым на 2011-2013 годы дефицитом бюджета были приостановлены до 1 января 2014 года нормы Бюджетного кодекса, закрепляющие раздельное планирование нефтегазовых и ненефтегазовых доходов, нефтегазового трансферта. Таким образом, был приостановлен постоянный механизм пополнения Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (ФНБ) за счет нефтегазовых доходов бюджета, которые понадобились для финансирования госрасходов. До 2015 года власти не рассчитывают возвращаться к докризисным механизмам пополнения фондов - будут действовать промежуточные механизмы.

ЗАЧЕМ ПЛАНИРОВАТЬ?

Степашин также выразил озабоченность недостаточно высоким качеством бюджетного планирования в целом. «Исполнение закона о бюджете, когда поправки в него вносятся два раза в год, в очередной раз дает основание говорить о недостаточно высоком качестве бюджетного планирования», - сказал Степашин.

Он отметил, что в рамках предложенных Минфином поправок прогнозная цена на нефть, исходя из которой рассчитываются параметры бюджета, уточняется незначительно. Поправки подготовлены исходя из прогноза среднегодовой цены на нефть марки Urals, основной товар российского экспорта, в 108 долларов за баррель, что на 38% выше, чем в 2010 году. Действующий бюджет-2011 сверстан на основе прогнозной цены нефти в 105 долларов.

«Но при этом дополнительные доходы (бюджета) составляют такую внушительную сумму как 818 миллиардов рублей», - добавил Степашин.

В законопроекте указывается, что к существенному росту доходов бюджета привели не макроэкономические факторы, а улучшение собираемости налогов, то есть сугубо внутренние причины, которые можно было бы просчитать заранее. «Из этого можно сделать вывод, что необходимость частого внесения поправок в закон о бюджете имеет не только объективные, но и субъективные причины», - заявил глава контрольного ведомства.

Такая ситуация, по его словам, приводит к снижению эффективности бюджетных расходов, так как бюджетополучатели не могут вовремя израсходовать дополнительные средства, которые поступили в их распоряжение за несколько недель до конца года. «Без существенного улучшения качества бюджетного планирования будет трудно перейти к программному бюджету», - добавил он.

В такой ситуации, по его мнению, не дает должного эффекта переход к среднесрочному бюджетному планированию.

Поправки в бюджет, подготовленные Минфином, предусматривают также существенные изменения источников внутреннего финансирования дефицита бюджета – доходов от приватизации и внутренних займов. «Счетная палата в последние годы неоднократно указывала на недостаточную прозрачность, а также неточность проектирования данных показателей», - напомнил он. В частности, в заключении на проект бюджета 2011 года Счетная палата заявляла, что запланированный объем внутренних займов явно завышен. «Сегодня это подтверждается», - сказал Степашин.

Еще более показательной он назвал ситуацию с планированием доходов от приватизации. Законопроект предполагает уменьшение этого показателя более чем на 120 миллиардов рублей или на 42% к первоначально запланированному. Степашин напомнил, что прогнозный план приватизации в 2010 годы был выполнен на 55%, а в 2009 году только на 16%. «Мы не предлагаем устраивать здесь гонку, тем более, что некоторые объекты, которые были поставлены на приватизацию, такие как, скажем, «Зарубежнефть», вызывают вопрос: зачем вообще это делать?», - сказал Степашин. «Но тогда вопрос стоит другой перед правительством Российской Федерации – зачем все это планировать?», - заключил глава ведомства.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.