Система безопасности промышленных объектов в России требует доработки - эксперты

С.-ПЕТЕРБУРГ, 31 мая - РИА Новости. Промышленная безопасность крупных объектов и производств в России недостаточно развита из-за того, что их проектированием, строительством и эксплуатацией занимаются разные организации без проведения общей оценки проекта, в целом система обеспечения безопасности требует доработки и развития, считают эксперты.

"Нам не удалось завершить стройную систему промбезопасности. Допустим, строим какой-то серьезный объект. Одна организация его проектирует, вторая возводит, третья эксплуатирует. Еще кто-то потом выводит из эксплуатации. При этом сторонние эксперты по промышленной безопасности в проектировке и строительстве не участвуют", - рассказал президент ГК "Городской центр экспертиз" Александр Москаленко на пресс-конференции в петербургском медиацентре РИА Новости, посвященной началу Девятого международного форума по промышленной безопасности.

Оценка реальных опасностей для объекта, последствий в случае чрезвычайного происшествия чаще всего проводится, когда объект уже возведен, отметил Москаленко.

"Есть Гостехнадзор, есть Главгосэкспертиза - система промышленной безопасности стала "расползаться" между ведомствами", - считает Москаленко.

В свою очередь, как отметил заместитель руководителя Северо-Западного управления Ростехнадзора РФ Алексей Капаев, около 70% от всех аварий, произошедших в 2010 году на предприятиях СЗФО, произошли по техническим причинам, и только 30% - по организационным, то есть по причине "человеческого" фактора. С 2009 года число аварий по техническим причинам возросло примерно на 12%.

"В 2010 году на территории, поднадзорной нашему управлению, произошло 28 аварий, из них 18 электроэнергетических, восемь на трубопроводах и два происшествия с подъемными механизмами. Во время этих аварий никто не пострадал", - сообщил Капаев.

По его словам, с этого года, существенно увеличены штрафы в случае административных правонарушений на производстве.

"Вместо 3-4 тысяч рублей для должностных лиц и 30-40 тысяч для юридических с 2011 года штрафы составят 30-40 тысяч рублей и 300-400 тысяч соответственно. Если собственник предприятия не хочет вкладывать деньги в промбезопасность, государство должно его заставить", - рассказал Капаев.

Свести до минимума число аварий на производствах позволит не только высокий уровень обучениия обслуживающего персонала, но и своевременный вывод из эксплуатации устаревших объектов, рассказал заведующий кафедрой управления и защиты в чрезвычайных ситуациях факультета комплексной безопасности Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Василий Гуминюк.

"Особенно речь идет об атомных станциях. Старые проекты, как бы они ни модернизировались, в конечном итоге должны быть заменены на аналогичные мощности. При проектировании новых объектов такого уровня мы обязаны уметь считать не только возможные силы воздействия на объект, но и зоны поражения", - сказал Гуминюк.

Заместитель директора по проектированию и ВВЭР Санкт-Петербургского научно-исследовательского и проектно-конструкторского института "Атомэнергопроект" Александр Казарин напомнил, что новый проект АЭС-2006, по которому возводятся ЛАЭС-2 в Ленобласти, Балтийская АЭС в Калининградской области и будет строиться АЭС в Белоруссии, принципиально отличаются по системам промбезопасности от старых проектов.

"В атомной отрасли Россия вполне преуспела по части безопасности. Сегодняшние проекты АЭС предусматривают все то, что не учли наши японские коллеги на Фукусиме", - сказал Казарин.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.