МОСКВА, 13 мая - РИА Новости. Поправки в бюджет на 2011 год, которые предусматривают рост доходов в расчете на благоприятную конъюнктуру цен на нефть, несут ряд рисков для его исполнения, считает глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин. Его беспокоит высокий уровень инфляции, внешней задолженности и сохраняющаяся сильная зависимость бюджета от нефтегазовых доходов.
Поправки были подготовлены исходя из увеличения прогноза по среднегодовой цене на нефть Urals - основной товар российского экспорта - до 105 долларов за баррель с 75 долларов. Львиная доля нефтегазовых допдоходов пойдет на покрытие дефицита федерального бюджета и пополнение Резервного фонда, оставшаяся часть - на формирование суверенного фонда прямых инвестиций.
«Анализ данного законопроекта позволяет говорить о наличии ряда рисков, которые могут осложнить его реализацию», - сказал Степашин в пятницу, выступая в нижней палате парламента.
ДОРОГАЯ НЕФТЬ И ВЫСОКАЯ ИНФЛЯЦИЯ
По словам главы Счетной палаты, новые макроэкономические прогнозы являются «весьма и весьма напряженными». Например, отметил Степашин, прогноз среднегодовой цены на нефть находится на уровне 105 долларов за баррель, то есть на верхней планке прогнозов ведущих международных организаций. В то же время, указал Степашин, есть более реалистичные прогнозы, например, Всемирный банк прогнозирует среднегодовую цену на нефть марки Urals на уровне 96 долларов за баррель.
«Неблагоприятная тенденция первых месяцев текущего года существенно осложняет задачу по удержанию инфляции в пределах 7,5%», - сказал также глава Счетной палаты. Так, по данным Росстата, на 10 мая инфляция набрала 4,4%. Ее показатель за май может быть выше, чем за апрель, полагает Степашин.
Ранее глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина заявляла, что в мае рост потребительских цен может составить 0,5% после апрельского показателя 0,4%, что укладывается в годовые прогнозы министерства.
По словам Степашина, препятствовать достижению показателей по инфляции в этом году могут также не только неконкурентоспособное ценообразование на многие виды продукции и на услуги крупнейших российских компаний, но также и монетарные факторы. Он отметил, что денежная масса в апреле 2011 года выросла более чем на 26% по сравнению с апрелем прошлого года.
ЗАДОЛЖЕННОСТЬ И РЕЗЕРВНЫЙ ФОНД
Глава Счетной палаты назвал также среди рисков достаточно высокий уровень консолидированной внешней задолженности. Так, по итогам первого квартала она составляла 504 миллиардов долларов и практически сравнялась с объемом международных резервов. При этом без учета объемов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния международные резервы на 118 миллиардов долларов или на одну четверть были меньше, чем консолидированная внешняя задолженность.
По словам Степашина, сейчас идет возврат к докризисной структуре бюджета, когда доходы, обусловленные благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, направлялись на пополнение Резервного фонда. Однако в настоящее время статьи бюджетного кодекса, позволявшие делать это, приостановлены, а соответствующие поправки, необходимые для наполнения фонда, еще не внесены. В то же время, отмечает глава аудиторов, в условиях укрепления рубля вложение резервов в зарубежные активы приносит меньше дохода. Так, за четыре месяца 2011 года расчетная доходность Резервного фонда составила всего чуть более 1 миллиарда рублей – самый низкий показатель за все время.
Кроме того, по словам Степашина, в проекте закона сохраняется зависимость бюджета от нефтегазовых доходов и усилия по ее сокращению пока нельзя назвать достаточными.
АХИЛЛЕСОВА ПЯТА БЮДЖЕТА
Также Степашин не согласен с тем, что в проекте поправок в бюджет дополняется перечень акционерных обществ в уставные капиталы которых направляются дополнительные бюджетные средства. Это связано с тем, что до сих пор не разработаны критерии оценки эффективности использования этих средств. Кроме того, отметил он, есть предложение внести в поправки в закон о Счетной палате, которые ограничили бы контрольные ведомства в проверках эффективности использования средств в уставных капиталах акционерных обществ.
Глава Счетной палаты отметил также, что неритмичность исполнения бюджетных назначений и доведение средств до бюджета получателей остается «ахиллесовой пятой».
Так, по итогам первого квартала остатки бюджетных средств на счетах в казначействе составили 1,7 триллиона рублей, и такая сумма, скорее всего, останется на конец года.
АУДИТОРЫ ПОДДЕРЖИВАЮТ ПРЕЗИДЕНТА
Но в целом, по словам Степашина, Счетная палата поддерживает принятие поправок в бюджет, поскольку они подготовлены в соответствии с поручениями главы государства, прозвучавшими в послании Федеральному собранию, и имеют социальную направленность. Он добавил, что документ предусматривает увеличение расходов на пенсии, на обеспечение жильем участников войны, а также на поддержку реального сектора экономики – формирование фонда прямых инвестиций, и поддержку внутреннего спроса, в том числе на российские автомобили, сельхозтехнику, а также расходы на транспортную инфраструктуру.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.