"Молчуны" заговорили: они против незаконного перевода своих пенсионных накоплений в НПФ

МОСКВА, 12 мая - РИА Новости. Россияне продолжают жаловаться в Пенсионный фонд России (ПФР) на незаконный перевод своих накоплений в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) по поддельным заявлениям - в апреле 2011 года в ПФР поступило около 4 тысяч таких обращений, сообщили РИА Новости в четверг в пресс-службе фонда.

Некоторые НПФ, стремясь пресечь мошенничество, увольняют ответственных сотрудников и передают "дела" недобросовестных агентов, занимающихся привлечением новых клиентов в НПФ, в правоохранительные органы. Однако несмотря на попытки НПФ "загладить вину", до конца 2011 года средства "молчунов", незаконно полученные НПФ, скорее всего, останутся в обороте этих частных фондов.

НАКОПИЛИ И ЗАБЫЛИ

Накопительная часть будущей трудовой пенсии (пенсионные накопления) формируется у граждан 1967 года рождения и моложе. Накопления инвестируются, а не лежат мертвым грузом на счетах будущих пенсионеров. По умолчанию они находятся в управлении государственной управляющей компании (УК), которой сейчас является Внешэкономбанк (ВЭБ). При этом человек может также выбрать для инвестирования частную управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд.

В 2010 году под управлением ВЭБа находилось чуть более 80% всех средств пенсионных накоплений "молчунов" на сумму около 740 миллиардов рублей. По данным ВЭБа, количество заявлений о переходе в НПФ ежегодно увеличивается в 1,5-2 раза. Если в 2009 году в негосударственные фонды из госкорпорации "ушло" 11 миллиардов рублей, в 2010 году - 24 миллиарда рублей, то в 2011 году ожидается отток примерно 50 миллиардов рублей. По данным ПФР, из общего количества граждан, у которых формируются пенсионные накопления (71,6 миллиона человек), свои пенсионные накопления негосударственным пенсионным фондам доверили 11 миллионов россиян (15,3%).

"В call-центр ПФР за месяц поступило почти 4 тысячи жалоб на неправомерный перевод пенсионных накоплений. Из них в дальнейшем более 500 жалоб были оформлены письменно", - сообщил представитель пресс-службы ПФР.

Некоторые сотрудники РИА Новости - «молчуны», не заявлявшие ранее о намерении переводить свои пенсионные накопления из ПФР в НПФ, - очень удивились, получив весной уведомительные письма из Пенсионного фонда о "внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц". В письмах говорится, что инвестирование и учет пенсионных накоплений теперь будет осуществлять не ПФР, а выбранный НПФ.

В ПФР рассказали, что последний раз такая рассылка уведомлений проводилась в марте 2011 года на основе данных, полученных от организаций, с которыми у ПФР заключены трансферагентские соглашения. При этом трансферагентами ПФР являются практически все НПФ, которые заключают с гражданами договоры на инвестирование средств их пенсионных накоплений, и именно они несут ответственность за достоверность предоставляемых сведений.

ФОНД ЖАЛОБ И ИЗВИНЕНИЙ

Крупнейший НПФ "Норильский никель", чье имя не раз упоминалось в историях с мошенничествами, принес извинения обманутым гражданам, однако во всей этой истории видит себя стороной пострадавшей и намерен защищать свою репутацию в суде.

В пресс-службе НПФ "Норильский никель" РИА Новости сообщили, что в настоящее время к ним поступило порядка 500 письменных жалоб от обманутых граждан. Всего в 2010 году этот НПФ, по данным Пенсионного фонда РФ, принял 381 тысячу новых заявлений на инвестирование пенсионных накоплений на сумму более 5 миллиардов рублей.

За мошенничества с пенсионными накоплениями уже поплатились своими должностями региональные руководители фонда.

"По итогам внутренней проверки выявлены нарушения, причинившие моральный ущерб гражданам, чьи пенсионные накопления были переведены в НПФ без их ведома. Освобождены от занимаемых должностей руководитель региональной сети Фонда Дмитрий Хорт, руководитель дирекции по Центральному федеральному округу Татьяна Максимовская, допустившие грубые нарушения в части контроля над деятельностью агентской сети", - говорится в сообщении НПФ "Норильский никель", размещенном на сайте.

Кроме того, НПФ "Норильский никель" расторг договоры с агентами, которые осуществляли незаконную деятельность. "Поскольку действиями этих лиц фонду нанесен существенный репутационный ущерб, соответствующие материалы будут переданы в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел", - говорится в сообщении.

В НПФ заявляют, что это только начало: "кадровые решения по другим выявленным случаям будут приняты в ближайшее время".

Моральные страдания обманутых граждан также не остались незамеченными руководством фонда. "НПФ «Норильский никель» приносит извинения гражданам, пострадавшим в результате действий недобросовестных агентов" - говорится в официальном заявлении фонда.

Жертвам мошенников в фонде рекомендуют обращаться с жалобами по бесплатному телефону горячей линии НПФ «Норильский никель» - 8-800-700-00-51.

ЖДАТЬ ИЛИ СУДИТЬСЯ?

В Пенсионном фонде заявляют, что даже в случае неправомерного перевода пенсионных накоплений в НПФ, они не пропадают, а по-прежнему остаются на индивидуальном лицевом счете гражданина в системе обязательного пенсионного страхования. Однако быстро вернуть накопления обратно в ПФР не удастся.

"Чтобы пенсионные средства были переведены обратно из НПФ в ПФР, необходимо в 2011 году подать в ПФР соответствующее заявление или обратиться в суд с требованием к НПФ перевести накопительную часть вашей будущей пенсии обратно в ПФР", - пояснили в фонде.

При этом для того чтобы перевести накопления обратно по заявлению, придется подождать до конца года. Все это время незаконно переведенные деньги будут находиться в управлении НПФ. А в судах, по словам представителя пресс-службы ПФР, рассмотрение таких дел также может занять какое-то время. К примеру, в 2010 году всего в России суды приняли в пользу граждан 30 решений по мошенничеству с их пенсионными накоплениями. Сразу после вынесения решений эти средства были незамедлительно возвращены в прежнюю управляющую компанию.

ПФР также призвал граждан, пострадавших от недобросовестных действий НПФ, ставить ПФР в известность о каждом таком факте неправомерного перевода средств, обратившись в территориальный орган ПФР по месту жительства или пребывания, написав письмо по адресу: город Москва, улица Шаболовка, дом 4, или же направив жалобу через онлайн-приемную на сайте ПФР.

Помимо этого ПФР рекомендует обратиться с претензией в НПФ, в который были неправомерно переведены пенсионные накопления, и затребовать копию якобы заключенного договора. "Текст претензии составляется в свободной форме. НПФ обязан вас проинформировать, на основании чего ваши пенсионные накопления были переведены в данный НПФ. НПФ в обязательном порядке должен располагать оригиналом договора с гражданином о переводе средств пенсионных накоплений", - сообщили ранее в фонде.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.