Владимир Путин потребовал от Минэкономразвития РФ до 2030 года покрыть недостачу

Москва, 24 февраля. /МФД-ИнфоЦентр, MFD.RU/

"Сценарные условия долгосрочного прогноза социально-экономического развития РФ до 2030 года", подготовленные Минэкономразвития РФ, отправлены на доработку. Как сообщает «КоммерсантЪ», премьер-министра Владимира Путина не устроила основная идея документа, предлагающего сохранение курса "Стратегии-2020" при бюджетном дефиците в 2-3% ВВП до 2025 года.

Противником дефицита выступал вице-премьер Алексей Кудрин: сценарии Минэкономики подтверждают, что его вариант экономической политики требует не только глубоких институциональных реформ в 2011-2015 годах, но и отказа от наращивания пенсионных обязательств, крупных госинвестиций в дороги и вооружения.

Премьер-министр Владимир Путин по итогам совещания в Белом доме 22 февраля отправил на доработку "Сценарные условия долгосрочного прогноза социально-экономического развития РФ до 2030 года" ("Прогноз-2030"), подготовленный Минэкономики. Документ Минэкономики, подписанный 2 февраля заместителем главы ведомства Андреем Клепачем, является попыткой министерства расширить горизонт планирования в сравнении с действующей "Стратегией-2020" до 2030 года. Схожей задачей заняты и экспертные группы по коррекции "Стратегии-2020". "Прогноз-2030" отвергнут в нынешнем виде по простой причине — он основан на принципиальной позиции Минэкономики о необходимости сохранения бюджетного дефицита после 2015 года ради "инновационной модернизации".

"Прогноз-2030" содержит два основных сценария развития экономики — "энергосырьевой" (вариант E1) и "инновационный" (Inn2), основывающийся на стабильной динамике цен на Urals: в 2020 году — около 101 долл. за баррель (цены 2011 года) и в 2030 году — 140 долл. Дополнительно в сценариях 2c и Е1а рассматриваются варианты прогнозов с ростом цен на нефть до 176 долл. за баррель в 2020 году и стабилизацией после 2014 года цен на 50 долл. за баррель. Принципиальных различий это изменение в прогнозах не дает, базовые сценарии отличаются темпами роста ВВП: в "энергосырьевом" сценарии — 1.9-3.7% в год до 2030 года с провалом до 1.9% в 2016-2020 годах, в "инновационном" — 3.4-5.1% роста ВВП с провалом в те же годы и пиком роста ВВП в 2021-2025 годах. "Необходимыми условиями" варианта Inn2 указаны сохранение дефицита бюджета на уровне 2-3% ВВП до 2025 года и рост госдолга после 2025 года выше 30% ВВП.

В этом случае вариант Inn2, по мнению Минэкономики, обеспечит рост доли РФ в мировой экономике до 3.3% мирового ВВП (в сценарии E1 — сокращение до 2.6%, сейчас — 3%).

На совещании в Белом доме Владимир Путин не скрывал, что вице-премьер Алексей Кудрин прямо перед совещанием предпринял еще одну (успешную) попытку с глазу на глаз убедить премьер-министра не принимать предложения Минэкономики, представленные Эльвирой Набиуллиной. В своих претензиях к "Прогнозу-2030" господин Путин не раз сослался на этот разговор. В результате Эльвира Набиуллина после совещания объявила о том, что будет корректировать "Прогноз-2030" так, чтобы к 2015 году "сбалансировать наши задачи, в том числе, чтобы дефицит был нулевой". Напомним, господин Кудрин начал кампанию против внесения идеи сохранения бюджетного дефицита еще в конце 2010 года, наиболее ярко свои идеи он развивал в выступлении на Красноярском экономическом форуме.

В тексте "Прогноза-2030" Андрей Клепач утверждает: сценарий E1 (который как раз основан на сбалансированности бюджета и слабом, не более 1% ВВП, профиците с 2015 года) балансируется только "за счет ограничения инвестиций в развитие человеческого капитала и транспортной инфраструктуры, а также пересмотра уже принятых решений в сфере пенсионной политики и обороноспособности страны". Отметим, о том, что сценарий Inn2 не содержит таких ограничений, прямо не сказано. Но "инновационный" сценарий (его и предложено считать целевым) предполагает создание "современной транспортной инфраструктуры" и "конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний". В своем варианте Минэкономики также предлагает увеличить расходы на здравоохранение до 7.1% ВВП в 2030 году, на образование — до 6.8% и на науку — до 3% ВВП. Главное же отличие сценариев — существенно большие инвестиции и зарплаты в "инновационном" варианте.

"Прогноз-2030" можно считать попыткой Минэкономики еще раз настоять на сохранении базовой идеологии "Стратегии-2020", скорректированным в посткризисных реалиях "отражением" которой является "инновационный" сценарий. "Энергосырьевой" сценарий господина Кудрина потребует замораживания пенсий и госзарплат, отказа от плана закупок вооружений, анонсированного президентом Дмитрием Медведевым,— это основной посыл текста Минэкономики. В противном случае Алексею Кудрину, настаивающему на нулевом дефиците бюджета, предложено самостоятельно формулировать, как добиться и "инновационной модернизации", и сбалансированности соцфондов, и закупки вооружений, и в итоге социальной и политической стабильности.

Фактически в выступлении на Красноярском форуме Алексей Кудрин уже начал эту работу, невозможную ни без критики предложений Дмитрия Медведева (программа вооружений, планы по энергоэффективности и т. п.) и Владимира Путина (дорожное строительство, отказ от повышения пенсионного возраста), ни без предложений по коррекции курса политического. В этом вице-премьеру неизбежно придется искать союзников в "реформаторском" крыле экспертных групп по коррекции "Стратегии-2020". Уже первые обсуждения групп показали: позиции экспертов, в частности, по реформе политической системы, по пенсионной реформе, по развитию федерализма, по ограничению соцобязательств близки к выводам, к которым уже приходил глава Минфина, но существенно радикальнее.

С другой стороны, Минэкономики предлагает Белому дому удобную альтернативу: сохранение курса на рост госинвестиций в обмен на бюджетный дефицит и эскалацию госдолга как расплату за кризис. "Я еще раз выступаю за то, чтобы этой цифры не было",— заявила госпожа Набиуллина по итогам совещания, имея в виду именно нулевой дефицит бюджета в 2015 году. В этой связи решение Владимира Путина — заставить Минэкономики отказаться от демонстрации противоречий — предсказуем: политика и премьер-министра, и президента с 2008 года строилась на игнорировании подобных проблем.

Комментарии отключены.