АНАЛИЗ - Рынок микроплатежей займут операторы связи и онлайн-сервисы

МОСКВА, 10 фев - РИА Новости, Александр Бумагин. Рынок платежей на небольшие суммы, который в настоящее время делят системы электронных денег, сети платежных терминалов, сотовые операторы и банки, менее всего интересен последним - поэтому банки готовы отдать микроплатежи на аутсорсинг, считают эксперты, опрошенные РИА Новости в четверг.

Банкам только на руку существование других игроков, которые обеспечат "неудобные" маленькие платежи с использованием онлайн-сервисов, систем сотовой связи и платежных терминалов - такой точки зрения придерживаются большинство специалистов.

БАНКИ ДОЛЖНЫ ИГРАТЬ ПО-КРУПНОМУ

"Традиционный банковский бизнес и бизнес микроплатежей сильно отличаются, их глупо смешивать между собой. Банку выгодно отдать это на аутсорсинг - системам электронных денег, платежным агентам или сотовым операторам", - считает Виктор Достов, председатель Ассоциации "Электронные деньги", в которую вошли WebMoney, "Яндекс.Деньги", Qiwi и другие организации.

По мнению эксперта, между банками и системами электронных денег в прошлом году имела место, скорее, не конкуренция, а взаимодействие: например, все больше банков разрешают своим клиентам производить выплаты по кредитам через сторонние платежные сервисы.

Генеральный директор "QIWI Кошелька" Андрей Попков полагает, что у банков и платежных систем одна задача: сделать электронные платежи доступными максимально широкому кругу пользователей, и рост рынка микроплатежей вызван удобством использования электронных денег. "Банковские технологии сложнее, они "заточены" на обработку крупных платежей - это их специализация", - поясняет Попков.

По мнению заместителя председателя правления банка "Ренессанс Кредит" Олега Скворцова, не-банковские платежные сервисы все же составляют конкуренцию банкам в сегменте комиссионных услуг: вместо того, чтобы увеличивать количество транзакций по банковским картам, их держатели предпочитают пользоваться электронными деньгами.

Платежные сервисы могут выступать как партнерами, так и конкурентами банков, в зависимости от сегмента услуг. "Использование клиентами платежных сервисов позволяет банку повысить операционную эффективность. Сокращение числа операций позволяет высвободить время для выдачи кредитов или приема депозитов, сократить очереди в кассы или избежать их", - сказал Скворцов РИА Новости. Например, если банк работает с миллионом заемщиков, каждый из которых платит один раз в месяц, то за год это выливается в 12 миллионов транзакций, или, как минимум, 2 миллиона часов рабочего времени сотрудников (из расчета одна транзакция - 10 минут).

По мнению профессора ГУ-ВШЭ, управляющего рекомендательным онлайн-сервисом "Имхонет" Александра Долгина, проблема издержек банков, связанных с денежными транзакциями, особенно остро проявляется именно в связи с микроплатежами. "Эти издержки, выраженные либо в денежной форме, либо в форме очереди (потерь времени), довольно высоки. Из-за них не реализован целый ряд полезных услуг", - сказал Долгин корреспонденту РИА Новости.

Однако председатель правления "Связного Банка" Сергей Радченков уверен, что банкам вполне по силам самостоятельно, без посредников справляться с запросами клиентов. "С учетом развития мобильного интернета и технических устройств воспользоваться мобильным и интернет-банкингом сейчас немногим сложнее, чем отправить SMS с платежным поручением", - заявил Радченков корреспонденту РИА Новости.

ОПЕРАТОРЫ СВЯЗИ НУЖНЫ РОССИЙСКОМУ РЫНКУ МИКРОПЛАТЕЖЕЙ

Долгин приветствует появление на рынке микроплатежей таких сильных рыночных игроков, как операторы сотовой связи. Он указывает на то, что сервисы онлайн-платежей еще недостаточно распространены в нашей стране и пока не очень удобны, в то время как телефон у каждого всегда под рукой. "Совершенно оправдана попытка превратить телефон в супермаркет, в котором коммуникативные функции выполняют роль "якорного арендатора" (подобно продовольственному магазину в шоппинг-центрах). А все остальные функции легко и удобно "приземляются" на эту платформу", - полагает Долгин.

Радченков добавляет, что размер клиентской базы операторов сотовой связи хотя и позволит им оттянуть на себя какую-то долю рынка мобильных микроплатежей, но значительная их часть, а также крупные платежи, пока останутся в банковской сфере.

Организация собственных платежных сервисов операторами связи не является российской спецификой. Одну из самых известных платформ для взаиморасчетов создал европейский оператор Vodafon, запустив сервис M-Pesa сначала в Кении, а затем распространив его на некоторые другие развивающиеся страны, в которых, как и в России, сеть банков и институт банковских карт не развиты в должной мере.

"В развитых странах, где проникновение банковских услуг велико, мобильный банкинг развивался по инициативе самих банков. В России банковские услуги относительно редко используются для небольших платежей, а если у человека и есть счет в банке, то он используется чаще всего как накопительное, а не платежное средство", - сказал РИА Новости директор департамента мобильной коммерции МТС Дмитрий Трошкин.

Своими конкурентами на рынке микроплатежей "МегаФон" считает не банки, а крупнейшие системы электронных денег. "По сути, наша услуга делает лицевой счет абонента электронным кошельком", - сказала РИА Новости пресс-секретарь компании Татьяна Иванова.

"Мы не считаем, что конкурируем с банками, места на рынке хватит всем, и мы осваиваем новую нишу", - заявляет пресс-секретарь "Вымпелкома" Анна Айбашева. На ее взгляд, "платежи по телефону" станут массовой услугой, когда она соберет некую критическую массу пользователей.

С точки зрения доступности сети точек пополнения счета, даже крупный банк уступит любой развитой сети платежных терминалов и федеральному сотовому оператору. Для многих банков внесение наличных возможно лишь в собственных отделениях и в банкоматах, имеющих функцию приема наличных денег.

МИКРОПЛАТЕЖИ В ЗАКОНЕ

В России оборот электронных денег еще не регулируется специальным законом - законопроект о национальной платежной системе ожидает второго чтения в Госдуме. В отсутствие закона действующие де-факто сервисы регулируются разъяснениями Центробанка и подзаконными актами, нет даже определений важнейших понятий в данной сфере.

Сейчас размер разовой анонимной транзакции, которую можно провести с помощью любой российской платежной системы, не должен превышать 15 тысяч рублей - все прочие операции должны осуществляться через банки при предъявлении удостоверения личности. По данным "Российской газеты", эту сумму законодатель может уменьшить в пять раз (средняя транзакция, осуществляемая через сотовых операторов и не-банковские платежные системы, составляет 400-700 рублей). От нового ограничения, как ни странно, могут пострадать банки, т.к. станут невозможными многие электронные платежи по банковским кредитам.

Трошкин считает, что принятие законопроекта "О национальной платежной системе", регламентирующего, в частности, работу операторов на рынке мобильной коммерции, будет полезно рынку электронных микроплатежей - это стимулирует его развитие.

Отсутствие закона мешает в равной мере сотовым операторам, для которых микроплатежи - низкомаржинальная и далеко не самая важная из услуг, и системам электронных денег, для которых это основной бизнес. По мнению Достова, поддержка операторами интересов систем электронных денег важна, но для этого операторам вовсе не обязательно становиться членами ассоциации "Электронные деньги", - организации, которая создавалась как раз для того, чтобы все ее участники продвигали свои интересы сообща.

РОСТ РЫНКА ГАРАНТИРОВАН

До насыщения рынка, на взгляд операторов "большой тройки", еще далеко. Компании не раскрывают сведений об этом сегменте своего бизнеса, но по косвенным данным можно сделать вывод, что доля операторов, несмотря на подавляющее превосходство по объемам абонентской базы, среди сервисов микроплатежей невелика по сравнению с банками и платежными системами.

Члены ассоциации "Электронные деньги" статистику за 2010 год опубликуют 17 марта. В марте прошлого года Достов заявлял, что электронные кошельки к концу 2009 года завели более 20 миллионов россиян, а рынок электронных платежей в России в 2010 году может вырасти вдвое по сравнению с более чем 40 миллиардами рублей в 2009 году. Правда, ассоциация, возглавляемая Достовым, исходила из того, что закон о национальной платежной системе будет принят гораздо раньше. Отсутствие закона могло заморозить развитие уже существующих сервисов и задержать появление новых.

"МегаФон" свой объем микроплатежей оценивает "десятками миллионов рублей" при росте в 10 миллионов рублей ежемесячно. В январе 2011 года количество пользователей услуги "Мобильные платежи" "МегаФона" превысило 180 тысяч абонентов - это малая часть клиентов оператора, чья абонентская база насчитывает более 57 миллионов человек.

МТС и "Вымпелком" аналогичные данные вообще не раскрывают. "Вымпелком" лишь констатирует, что в 2010 году объем мобильных платежей абонентов оператора увеличился более чем вдвое по сравнению с 2009 годом.

МТС готова рассуждать о перспективах рынка. К 2013 году компания планирует увеличить свои комиссионные от мобильных платежей до 14 миллионов долларов. К 2015 году, по прогнозам МТС, операторы "большой тройки" на мобильной коммерции заработают 50 миллионов долларов.

Эксперт на рынке электронной коммерции, с которым говорил корреспондент РИА Новости, полагает, что у операторов есть веская причина для "легкого кокетства", искусственного замалчивания или занижения объемов платежей своих абонентов. "Пока четких законов нет, операторам не хочется привлекать много внимания к этой стороне своего бизнеса", - сказал эксперт.

Собеседник РИА Новости оценивает суммарный оборот "большой тройки" на рынке микроплатежей в 2010 году в 6 миллиардов рублей.

Заместитель генерального директора "Яндекс.Денег" Наталия Хайтина полагает, что судьбы сетей платежных терминалов и систем электронных денег будут разными. "Сейчас, когда банки обратили внимание на нишу небольших розничных платежей, на рынке терминальных сетей наметилась стагнация. А электронным деньгам она не грозит", - сказала РИА Новости Хайкина, которая приводит в пример США, где при развитой банковской инфраструктуре очень популярна система электронных денег PayPal, более удобная при платежах через интернет.

В России, по мнению Хайкиной, банки и электронные деньги также будут сосуществовать в разных нишах: банковский сервис будет недостаточно удобным при осуществлении розничных платежей, а системы электронных денег никогда не будут заниматься депозитами или кредитованием.

Независимый эксперт телекоммуникационного рынка Элдар Разроев считает, что наблюдаемый сейчас временный рост рынка микроплатежей в будущем неминуемо сменится упадком. Он убежден, что услуги по микроплатежам операторов и прочие сервисы электронных денег ущемляют интересы банков. "Разумно, чтобы платежами занимались именно банки, а, скажем, операторы - связью", - говорит Разроев.

Долгин со своей стороны допускает, что из конкуренции банков, платежных систем в интернете и сотовых операторов может родиться единая сервисная платформа, обеспечивающая эффективное разделение рынка и функций - для потребителя это было бы благом.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.