МОСКВА, 30 дек - РИА Новости. Оперативно разрешить коллапс в аэропортах московского авиаузла помешали отсутствие коммуникации между авиакомпаниями и пассажирами, неготовность менеджмента к работе в форс-мажорных обстоятельствах и несовершенство законодательной базы, считают опрошенные РИА Новости эксперты.
В минувшие выходные на московский регион обрушился ледяной дождь. Сбои возникли в работе аэропортов Домодедово и Шереметьево, откуда не смогли вылететь сотни рейсов. Домодедово пострадало больше, поскольку из-за аварии было обесточено. По данным Ассоциации туроператоров России, задержки коснулись более 20 тысяч человек. Проблем у аэропорта Внуково не было, потому что там не такая интенсивность полетов, как у других московских аэропортов.
"Отсутствие у "Аэрофлота" и специалистов терминала D Шереметьево (обслуживает все рейсы "Аэрофлота") опыта работы в такой критической ситуации привело к тому, что не сразу было найдено решение, с помощью которого можно было бы оперативно возвратиться к расписанию", - считает глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.
По его словам, только после того, как в ситуацию вмешались авиационные власти, были приняты "болезненные" решения отменить ряд рейсов, что позволило "Аэрофлоту" высвободить часть воздушных судов. "Аэрофлот" вынужден был отменить почти 200 рейсов.
"Если бы авиакомпании действительно имели представление о масштабах проблем, можно было бы пересмотреть расписание, чтобы как минимум питерские рейсы переложить на авиакомпанию ГТК "Россия", которая выполняет полеты из Внуково, и искать локальные варианты, как упростить ситуацию", - сказал эксперт.
По его словам, непонятно, почему "Аэрофлот" не смог обеспечить необходимый запас противообледенительной жидкости, хотя знал точный прогноз погоды минимум за сутки.
Руководство авиакомпании заявляло, что у нее заканчиваются запасы антиобледенительной жидкости, а глава компании Виталий Савельев сообщил, что жидкости для обработки самолетов хватит "Аэрофлоту" только до 31 декабря.
В целом, полагает Пантелеев, специалисты "Аэрофлота", которые занимаются наземным обслуживанием воздушных судов, не были готовы к работе в масштабах такого сбоя. При этом эксперт признал, что ситуация была объективно сложная. "Если бы такой ледяной дождь длился трое суток подряд, то остановилась вся транспортная инфраструктура вообще, причем в любой стране", - сказал он.
Вместе с тем, по его мнению, и руководство аэропортов должно было адекватно реагировать на сложившиеся условия, хотя аэропорты и не обязаны обеспечивать комфортные условия пребывания пассажиров в случае задержек рейсов (по закону это должны делать авиаперевозчики), "но учитывая, что весь гнев обрушивается именно на них, аэропорты должны были требовать от авиакомпаний более активного участия". Авиакомпании оказались не готовы предоставить пассажирам, застрявшим в аэропортах, весь перечень услуг в соответствии с авиационными правилами, напомнил Пантелеев.
По его мнению, в форс-мажорных ситуациях необходимо на законодательном уровне предоставить руководству аэропортов и авиакомпаний полномочия для принятия "болезненных" решений отменять или переносить рейсы - "чтобы люди не сидели в аэропортах сутками".
С такой позицией согласен главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий. По его словам, к нормативной базе есть и другие вопросы.
"Аэропорт Домодедово после обесточивания, по идее, надо было просто закрыть, чтобы не накапливать в нем пассажиров, но на каком основании? Для этого нужны соответствующие поправки в регламенте работы аэропорта, иначе должностное лицо, принявшее правильное по существу решение, рискует получить обвинение в превышении полномочий", - считает эксперт.
Надо совершенствовать и регламент работы авиакомпаний, поскольку нынешняя форс-мажорная ситуация показала, что должного взаимодействия между авиакомпаниями и аэропортами не было, говорит Синицкий.
Проблемы есть и с уровнем подготовки персонала аэропортов, полагает он.
"Как показала практика, сотрудники аэропортов действительно не умеют разговаривать с пассажирами и решать даже небольшие проблемы в довольно стандартных ситуациях", - сказал Синицкий.
Пантелеев также считает, что есть проблема с умением представителей авиакомпаний общаться с пассажирами: "Очень большая часть претензий в том, что люди просто не знали, что будет, а представители авиакомпаний не делали все возможное для того, чтобы обеспечивать людей необходимой, достоверной информацией". Отсутствие какой-либо информации и понимания ситуации стало причиной лавинообразного роста недовольства пассажиров.
Эксперт считает также, что руководству Домодедово после того, как аэропорт остался без энергоснабжения, надо было обращаться за помощью к МЧС, чтобы они доставили туда генераторы, полевую кухню и так далее.
Руководство аэропортов и авиакомпаний обещает полностью нормализовать ситуацию в четверг и пятницу.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.