Россия занимает первое место в мире по количеству курящих граждан

Москва, 6 октября. /МФД-ИнфоЦентр, MFD.RU/

Владимир Путин призывал курящих членов правительства показать личный пример россиянам и отказаться от сигарет. Об этом премьер-министр России заявил на заседании президиума правительства, где обсуждалась концепция по борьбе с табакокурением.

Доклад на заседании кабинета министров делала глава Минздравсоцразвития России Татьяна Голикова. «Россия занимает первое место в мире по количеству курящих граждан», - заявила министр, сославшись на исследования Всемирной организации здравоохранения.

По словам Голиковой, изначально предполагалось, что Россию обгонят Мексика и Египет, но эти страны в участии в исследовании отказались. Как сообщила министр на заседании президиума правительства, в стране курят 43.9 млн россиян, вклад табакокурения в смертность в стране 17%.

В ответ Владимир Путин заметил, что «это очень много».

«А кто из членов правительства курит? Раз, два, три. Вот видите, у нас показатели лучше, чем в целом по стране», — сказал Путин, имея в виду процентное соотношение курящих и некурящих членов кабинета министров.

«Члены правительства, наверное, возьмут обязательство, что будут бросать курить? Личным примером надо бороться», — отметил Путин.

Как сообщалось, антитабачная концепция, текст которой утвержден 23 сентября премьер-министром Владимиром Путиным, разработана в соответствии с 5-й статьей Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по борьбе против табака. Ее цель снижение потребления табака населением России — в долгосрочной перспективе до 25% с нынешних 40%. Согласно концепции, в 2011 году должен быть принят законопроект, полностью запрещающий рекламу табачных изделий, включая промоакции. Ответственными за исполнение этого поручения названы Минздравсоцразвития и Федеральная антимонопольная служба.

В настоящее время реклама табачной продукции и так уже содержит значительные ограничения. Реклама сигарет по радио и телевидению была запрещена в 1996 году, а наружная реклама — в 2007 году. При этом запрет не коснулся метрополитена, аэропортов, вокзалов, а также печатной прессы (с ограничениями публикации рекламы на первой и последней полосах издания).

Печатные СМИ от запрета рекламы пострадают несильно: по данным аналитического центра "Видео Интернешнл", в январе—мае 2010 года рекламные бюджеты табачной продукции в центральной прессе составили 244 млн руб. (около 8 млн долл.), что чуть более 2% от всех рекламируемых товаров.

Сами табачные компании также не сокрушаются по поводу печатной прессы, но выступают за сохранение рекламы в местах продаж. "У совершеннолетнего потребителя должна остаться возможность сделать выбор между той или иной маркой сигарет, поэтому мы считаем приемлемым предоставлять ему информацию о продукции в предприятиях розничной торговли",— говорит директор департамента по корпоративным вопросам аффилированных компаний "Филип Моррис Интернешнл" в России (торговые марки Parliament, Marlboro) Алексей Ким. С этим согласны и в офисе компании "БАТ Россия" (торговые марки Kent, Dunhill). По оценке управляющего партнера компании Action Дмитрия Бондаренко, в 2009 году три лидера табачного рынка — JTI, Philip Morris и BAT — потратили на промоакции (BTL) около 15-20 млн долл. каждый. Он отмечает, что на BTL приходится около 50% их рекламных бюджетов. Таким образом, рекламные затраты "большой тройки" (контролируют 83% рынка) могли составить более 90-120 млн долл. Весь рекламный рынок России в 2009 году составил 204.2 млрд руб. (около 7 млрд долл.).

Кроме запрета на рекламу табачникам грозит "поэтапное равномерное увеличение акцизов на все виды табачных изделий до среднего уровня налогообложения данных изделий среди стран Европейского региона ВОЗ" до конца 2015 года. В этом году ставка акциза на сигареты с фильтром составляет минимум 250 руб. с 1 тыс. штук. На 2011-2013 годы, согласно внесенным в Думу поправкам в Налоговый кодекс, индексация табачных акцизов будет 30-40% в год (в 2011-м — минимум до 360 руб. за 1 тыс. штук, в 2012-м — 460 руб., в 2013-м — 590 руб.).

Глава отраслевого информагентства "Русский табак" Максим Королев говорит, что сейчас разница между суммой акциза с пачки в России и Европе составляет минимум шесть раз: у нас производитель платит примерно 20 евроцентов, тогда как в ЕС эта цифра законодательно закреплена в минимум 1.28 евро. По его словам, доля акциза в стоимости пачки составляет у европейцев 70-80%, а у нас около 20%. По мнению директора по корпоративным отношениям "БАТ Россия" Александра Лютого, вопрос о снижении табакокурения налоговым давлением на индустрию не решить. "Происходит лишь рост стоимости сигарет в рознице, а это может привести к тому, что в стране появится спрос на более дешевую — контрабандную или контрафактную — продукцию",— уверен он. Господин Королев отмечает, что рост налогового бремени на табачную отрасль в Европе привел к значительному увеличению "теневого" рынка. "Так, в Великобритании, доля контрафакта составляет около 40%". В России, по экспертным оценкам, доля нелегальной продукции на табачном рынке не превышает 1%.

Комментарии отключены.