МОСКВА, 11 авг - РИА Новости. Прямые потери российской экономики от засухи и пожаров составят от 7 до 15 миллиардов долларов, причем основная часть этих очевидных уже сейчас убытков придется на АПК; темпы роста ВВП могут немного замедлиться, а инфляция - ускориться, считают опрошенные РИА Новости эксперты. Они сошлись во мнении, что "львиная доля" влияния природных катаклизмов придется на текущий год, однако будут и долгосрочные последствия.
"Шлейфом" проблем для экономики могут обернуться дефицит зерна, который перейдет на будущий год, необходимость восстановления лесов и стратегических объектов, а также удар по здоровью россиян, хотя о последнем пока никто особо не задумывается, отмечают эксперты.
АПК И ДРУГИЕ ЖЕРТВЫ
Опрошенные РИА Новости эксперты сошлись на том, что наиболее пострадавшей от природных катаклизмов отраслью станет сельское хозяйство. Ситуация там серьезно рознится по регионам: например, засуха и пожары практически не затронули Краснодарский край и Ставрополье, где зерно уже почти убрано, отметил ведущий эксперт Центра политконъюнктуры Дмитрий Абзалов. А вот Поволжье, Южный Урал, черноземные регионы могут по итогам сбора урожая потерять четвертую-пятую часть от запланированного, добавил он.
По словам эксперта, из-за сокращения объемов фуражного зерна снизится производство мясной и молочной продукции, а из-за введения временного эмбарго на экспорт зерна сельхозпроизводители потеряют часть потенциальной прибыли. "С учетом снижения продаж сельхозоборудования чистые убытки отрасли составят порядка 5-7 миллиардов долларов, и это при умеренно негативном сценарии", - сказал Абзалов.
Директор Центра экономических исследований Московской финансово-промышленной академии Сергей Моисеев считает, что пока оценить прямые убытки агропромышленного комплекса можно очень грубо - выручка предприятий сократится на 20-25%. К выигравшим от аномальной жары он относит регионы, где в обычные годы из-за недостатка тепла урожаи были низкими.
Ряд других отраслей тоже пострадает, но не так сильно. Среди вероятных "жертв" смога от пожаров Абзалов назвал индустрию туризма и авиаперевозок. По его словам, уже сейчас есть задержки с визами, оформлением турпродуктов, порядка 2 тысяч человек не смогли вовремя вылететь в пункт назначения. "Но все это не сопоставимо с убытками от извержения исландского вулкана этой весной - тогда только в России отрасль потеряла около 200 миллиардов рублей, сейчас недосчитается максимум 3 миллиардов", - рассуждает эксперт.
Пострадает и индустрия развлечений - организация мероприятий на открытом воздухе, ресторанный бизнес. Игроки отрасли недосчитываются посетителей и дополнительно тратятся на обеспечение поставок и хранения продуктов. "Но тут и миллиарда рублей убытков на всех они не наберут", - полагает Абзалов.
УБЫТКИ И ИХ КОМПЕНСАЦИЯ
В целом, по его мнению, озвученные в СМИ экспертные мнения, что ущерб для российской экономики от аномальной жары и спровоцированных ею пожаров составит около 15 миллиардов долларов, несколько преувеличены. По оценке Абзалова, в целом Россия от погодных катаклизмов потеряет в худшем случае 7-9 миллиардов долларов. Если же государство эффективно задействует все свои возможности, эта цифра может существенно снизиться, считает он.
Руководитель аналитического отдела БКС Максим Шеин оценивает ущерб в более значительную сумму. Прямые последствия природных ЧС, поразивших Россию, - снижение урожая, затраты на восстановление стратегических объектов и жилья, задействование систем пожаротушения и т.п. составят 10-15 миллиардов долларов, полагает он. "Это по видимым цифрам, многое пока остается за кадром", - добавил эксперт.
Как отметил Моисеев, затраты государства на ликвидацию пожаров и помощь пострадавшим не приведут к росту дефицита бюджета. Россельхозбанк также не будет нуждаться в выделении дополнительных средств на покрытие убытков по "плохим" кредитам сельхозпроизводителей, оставшихся без урожая из-за засухи.
Кроме этого, от жары, засухи и пожаров Россия понесла и экологический, и имиджевый ущерб, но оценить их в деньгах сложно, отмечают эксперты. Так, по словам Шеина, смог обязательно опустится на землю в виде осадков, и с этим тоже придется бороться.
При этом часть перечисленных расходов уже заложена в бюджет, а кое-что можно компенсировать. Например, хранение зерна в интервенционном фонде стоит 1 миллиард рублей в месяц, если его реализуют, эта сумма будет сэкономлена, а вырученные деньги пойдут в бюджет, отметил Абзалов. Он напомнил, что реализация будет идти по ценам закупки, а они осуществлялись на высоком рынке.
В некоторой степени неблагоприятные последствия для экономики будут компенсированы за счет роста потребления ряда других товаров, считает главный экономист инвестбанка Deutsche UFG Ярослав Лисоволик. Так, по данным из ряда регионов, энергопотребление на фоне аномальной жары увеличилось на 10-15%.
УЩЕРБ ПО ОСЕНИ СЧИТАЮТ
В целом последствия природного фактора во втором полугодии отразятся на экономике РФ, но оценить степень их влияния можно будет не раньше, чем выйдут статданные по итогам третьего квартала, считают эксперты. Так, по мнению Лисоволика, в третьем квартале ожидается замедление роста экономики, определенную роль в котором сыграют засуха и проблемы сельхозотрасли.
Эксперты полагают, что к глобальным последствиям для промпроизводства природные катаклизмы не приведут. "В российской экономике основную роль играют сырьевые секторы, металлургия и т.п., а эти предприятия расположены далеко от эпицентра пожаров", - напомнил Шеин. Лисоволик, в свою очередь, отметил, что лето - сезон отпусков, а в августе традиционно наблюдается спад активности.
По мнению представителя БКС, природные катаклизмы обойдутся экономике РФ примерно в 1 процентный пункт прироста ВВП. В свою очередь Лисоволик предположил, что во втором полугодии рост ВВП не будет существенно меньшим, чем в первом, и составит около 4%, по итогам года цифры будут примерно такими же.
В оценке влияния засухи на темпы роста цен эксперты разошлись. Аналитик Deutsche UFG отметил, что сохраняет прежний прогноз по годовой инфляции - 8,1%. "Засуха повлияет на рост цен, но благодаря поддержке государства незначительно", - пояснил он.
В свою очередь, Моисеев отметил, что в последнее время цены на продовольствие в торговых сетях уже увеличились на 15-20%. Пока в основе роста лежит спекулятивный фактор, поскольку себестоимость продуктов остается прежней, констатировал он. Но на мировых рынках продовольствие уже дорожает, что с лагом пять-девять месяцев отразится и на российской инфляции. Эксперт даже ожидает "гиперреакцию", когда цены на конечную продукцию будут расти в 1,5-2 раза быстрее, чем цены на корма.
"В следующем году, если тенденция сохранится, и аномальная жара будет не только в России, но и в других странах, правительство РФ вряд ли сможет препятствовать росту цен на 10%", - рассуждает Моисеев.
УЩЕРБ ЛЕСАМ И ЗДОРОВЬЮ
В целом эксперты считают, что основные экономические последствия природных катаклизмов удастся купировать уже в 2010 году. Однако в ряде отраслей, например, в сельском хозяйстве, их шлейф растянется еще на один-два года, считает Абзалов. Так, в 2011 году возможен некоторый дефицит зерна, который отразится на инфляции.
Последствия смога для экономики будут краткосрочными и несерьезными в финансовом плане, отметил эксперт Центра политконъюнктуры. "От пожаров существенно пострадали леса, восстановить которые быстро не удастся. В частности, в долгосрочной перспективе придется тратиться на восстановление заповедников, рекреационных зон, но оценить эти расходы сложно", - сказал он.
В среднесрочной перспективе на государство ляжет финансовая тяжесть восстановления сгоревших стратегических объектов. Большинство программ будет реализовано на региональном уровне, однако ключевые стройки федеральные власти будут софинансировать, предположил Абзалов.
К непрямым, но долгосрочным убыткам, которые пока сложно оценить, Шеин относит последствия для здоровья населения. "Прямой убыток от, скажем, сгоревшего дома, очевиден: надо строить новый, и понятно, сколько он стоит. С демографической ситуацией все не так просто - многие люди с подачи СМИ и медиков сквозь пальцы смотрят на последствия смога, а впоследствии получат проблемы со здоровьем. Лечение обойдется "в копеечку", растянется на неопределенный период и кто знает, каких вложений потребует", - рассуждает эксперт.
Население Москвы составляет 10% от числа россиян, и это в основном экономически активные люди, которые в полной мере ощутят на себе эти последствия, напомнил он. "Люди должны быть важнее, чем урожай", - резюмирует Шеин.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.