Федеральная налоговая служба (ФНС) предъявила налоговые претензии "Шереметьево" за 2001 г. в объеме 10 млн долл. Отчетность "Шереметьево" за 2001 г. налоговики проверили еще в конце прошлого года, а в начале этого года выставили претензии, обвинив аэропорт в занижении налогооблагаемой базы, НДС и др. Но сумма претензий, по словам двух знакомых с итогами проверки источников, менялась трижды. На начало года она составляла около 20 млн долл., но после возражений "Шереметьево" сократилась до 18.5 млн долл. А последняя цифра оказалась почти вдвое ниже первоначальной.
Претензии налоговиков вызвало то, что "Шереметьево" учло в своих затратах расходы на содержание аэродрома, объекты которого принадлежат государству. С 1994 г. в России приватизация таких активов (например, взлетно-посадочные полосы) запрещена. Но аэродромы нуждались в инвестициях. Поэтому с конца 1990-х гг. ими пользовались операторы аэропортов и они же тратились на содержание аэродромного хозяйства. У "Шереметьево" до сих пор нет документов на использование инфраструктуры аэропорта, о чем недавно напомнила Счетная палата. Но, как указали налоговики, в 2001 г. "Шереметьево" оформило на себя затраты на содержание взлетно-посадочных полос, неправомерно снизив налогооблагаемую базу.
В Межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам №? 6, которая проверяла аэропорт, подтвердили только суть выявленных нарушений и факт переписки с Минфином.
Понимая, что это нарушение можно зеркально переносить и на 2002-2004 гг., в феврале налоговики обратились за разъяснениями в Минтранс и Минфин, рассказывают чиновники этих ведомств. Вмешательство этих министерств, а также администрации президента, и привело к сокращению претензий к "Шереметьево". "Мы вступились [за них], потому что фактически аэропорт мог пострадать за систему, - объясняет чиновник Минтранса. - У "Шереметьево" не было выхода, оно должно было вкладываться в полосы".
Эта проблема касается всех крупных аэропортов России, отмечают в пресс-службе Минтранса. Об этом, по словам представителей Минфина, написал налоговикам в марте и профильный департамент министерства.
В итоге эта часть претензий была снята, и сейчас общая сумма налоговых претензий к "Шереметьево" составляет 263 млн руб.: 159.1 млн руб. доначисленных налогов и 103.9 млн руб. пени. Эти цифры "Шереметьево" указало в иске к налоговикам, сообщили "Ведомостям" в пресс-службе московского арбитражного суда. Иск был подан 19 апреля. А уже на следующий день в качестве обеспечительной меры налоговикам запретили в бесспорном порядке арестовывать счета аэропорта и списывать с них сумму претензий, рассказывают в суде. Предварительное слушание дела пройдет 6 мая.
Эксперты высоко оценивают шансы "Шереметьево". Госкомпаниям значительно проще отбиваться от налоговиков, чем остальным, констатирует Альберт Еганян из Vegas Lex. А чиновник администрации президента добавляет, что власти "сейчас снимают еще часть претензий".
Впрочем, А.Еганян допускает, что аэропорт все-таки попросят доплатить, приведя в пример 3 млрд руб. претензий к "Транснефти" за 2001 г. и доначисленные за 2000-2001 гг. 80 млн долл. налогов "дочкам" "Роснефти". "История с "Шереметьево" вписывается в общую тенденцию ужесточения налогового контроля независимо от форм собственности и структуры акционеров", - соглашается аналитик ОФГ Елена Сахнова. Пока, по ее словам, ситуация для "Шереметьево" не критична. Сумма претензий - треть прошлогодней прибыли, поэтому выплаты не сильно скажутся на деятельности аэропорта, полагает Е.Сахнова. "Но в целом за 2001-2004 гг. налоговые претензии будут стоить аэропорту годовой прибыли и даже больше. К банкротству это, конечно, не приведет, но все равно малоприятно", - резюмирует аналитик.
100% акций международного аэропорта "Шереметьево" принадлежат государству. В 2004 г. аэропорт обслужил 12.7 млн пассажиров. Выручка за 2004 г. - 4.3 млрд руб., чистая прибыль - около 700 млн руб. В 2001 г. выручка аэропорта составила 3.2 млрд руб., чистая прибыль - 619 млн руб.
Комментарии отключены.