МОСКВА, 1 июл - РИА Новости. Минпромторг России объявил о завершении первого этапа утилизации старых автомобилей и начале второго. Первоначально никакого второго этапа не предполагалось - эксперимент должен был продлиться до ноября 2010 года, в рамках программы собирались утилизировать 200 тысяч машин. И хотя нареканий утилизация вызвала много, в начале июня премьер Владимир Путин неожиданно объявил о ее продлении - для начала, еще в таком же объеме.
Несмотря на достаточно небольшой "пробег" программы утилизации, корреспондент РИА Новости Дмитрий Виноградов постарался разобраться, какие неисправности обнаружили автолюбители и автодилеры в ходе ее работы, и позволит ли техническое состояние проекта продолжить его.
Эксперимент по утилизации старого автопарка стартовал 8 марта 2010 года. Правительство выделило 10 миллиардов рублей на выкуп у населения старых машин (их возраст должен был быть не меньше 10 лет, а участник утилизации должен был владеть автомобилем не меньше года), и еще 1 миллиард рублей - на транспортировку машин к месту утилизации.
Утилизировать предполагалось 200 тысяч автомобилей, а продлиться программа должна была до ноября. На деле же программа пошла настолько быстро, что уже к середине июня все выделенные сертификаты попросту закончились. Впрочем, в таком ажиотаже неизбежно должны были возникнуть свои проблемы.
Предприимчивые дилеры
Жительница Тамбова Светлана Березовская стала участницей эксперимента одной из первой. Свой старенький ВАЗ-21013 она пригнала в один из тамбовских автосалонов еще в начале апреля. Взамен Светлана рассчитывала купить "Ладу-Калину". Старый автомобиль был утилизирован, сертификат получен, и потянулись долгие недели ожидания.
"К моему удивлению, из салона мне никто не звонил, - жалуется Светлана. - Через два месяца ожидания я стала сама дозваниваться".
Когда с представителями салона наконец удалось встретиться, оказалось, что Березовская значится в списках на получение нового авто под номером 958 и ждать очереди придется долго. Впрочем, этот процесс можно ускорить, объяснили менеджеры, если согласиться купить машину в улучшенной комплектации - обработанной специальным антикоррозийным составом, с "навороченной магнитолой", с особой электропроводкой и так далее. Такая машина оказывалась на 25 тысяч дороже базовой комплектации.
"У меня сто человек работает, мне их кормить надо", - объяснил Березовской директор салона свои аппетиты.
"Мне очень была нужна машина - я живу одна с отцом-ветераном и матерью-инвалидом, - рассказывает покупательница. - После долгих переговоров нам удалось "сторговаться" - я купила машину всего на 7,4 тысячи рублей дороже базовой комплектации".
В том или ином виде подобные ситуации повторялась во многих российских регионах. Как отмечали в своих комментариях представители "АвтоВАЗа", никто попросту не ожидал, что программа окажется настолько эффективной: спрос на машины жигулевского автогиганта оказался в три раза выше обычного. Естественно, тут же возникло такое немного подзабытое явление, как дефицит и очереди, а следом - желающие на них подзаработать.
Член рабочей группы ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД) по реализации программы утилизации старых автомобилей Владимир Рябушко приводит такие цифры: "По сравнению с февралем программа помогла "АвтоВАЗу" поднять продажи в марте сразу на 69%, а в апреле - еще на 53%" Неудивительно, что завод попросту не справлялся с возросшим спросом. По данным Рябушко, срок ожидания на самую востребованную модель - "семерку" - составляет от двух до шести месяцев. А очередь на "пятерку" расписана до ноября.
Президент "АвтоВАЗа" Игорь Комаров на пресс-конференции даже признавал, что предприятие оказалось не готово к возвращению ажиотажа на вазовскую классику. Он объяснял его ошибками в прогнозах. "Аналитики сомневались, что вся квота на утилизацию в 200 тысяч автомобилей будет использована до ноября, - говорил Комаров. - В январе мы продали 17 тысяч автомобилей, в феврале - 20 тысяч машин". В марте стартовала программа, и за два месяца завод получил около 160 тысяч заявок на новые машины".
Впрочем, ажиотаж коснулся не только "Жигулей". Те же два-шесть месяцев покупателям приходится ждать самые востребованные иномарки - "Рено Логан" и "Рено Сандеро".
Как следствие, из 200 тысяч выданных сертификатов удалось "отоварить" пока только 81 тысячу. В результате автовладельцы остались без машин, при том что многие из них дачники, а сейчас высокий дачный сезон. Проблема еще в том, что в постановлениях Минпромторга оказались не прописаны сроки, когда они должны получить машины. Теоретически это может произойти хоть через год.
Предприимчивые гаишники
Не остались в стороне от начавшегося ажиотажа и некоторые сотрудники ГИБДД. Сергей Станиславский из Воронежа рассказывает, что в своем городе он попал в ГИБДД в длинную очередь - сначала из желающих снять машину с регистрации, а через несколько дней - в очередь на регистрацию нового автомобиля. "В первом случае мне пришлось провести в очереди пять часов, - вспоминает Станиславский. - Когда ставил машину на регистрацию - уже семь, то есть целый день".
Некий инспектор, утверждает Станиславский, предлагал ему за мзду в 1,5 тысячу рублей пройти процедуру без очереди, "но я оказался жадный и терпеливый, как и большинство стоявших в очереди".
Сталкивались с алчностью представителей ГИБДД и нерядовые участники программы.
Со ссылкой на знакомых автодилеров известный эксперт автомобильного рынка, гендиректор сайта auto-dealer.ru Олег Дацкив утверждает, что были случаи, когда в ГИБДД требовали взятку с дилеров, желающих снять с учета сразу 20-30 машин. "За каждую машину требовали от 100 до 1000 рублей, - рассказывает Дацкив. - Отказываешься платить - вставай ради каждой машины в новую очередь, а "оптом" машины на снятие с регистрации не принимают".
Дилерам, говорит Дацкив, приходилось на это идти, потому что иначе процесс мог затянуться на недели. "А ведь дилерам нужно освобождать занятые машинами площади и автовозы, запускать процесс получения за выданные сертификаты денег от правительства", - объясняет эксперт.
Дилеры тоже жалуются
Именно на сложность получения своих денег от правительства и жалуются многие дилеры. Ведь 50 тысяч рублей скидки, на которую дает право сертификат, выданный автовладельцу - это, по сути, скидка, предоставленная дилером покупателю. Компенсировать эту сумму должно государство, однако не спешит это делать.
Гендиректор дилерского центра Nissan компании "Автомир" Владимир Рябушко приводит такую статистику: на конец июня "Автомиром" были предоставлены в Минпромторг РФ документы на возмещение 86,6 миллиона рублей, однако пока что на счета фирмы поступило только 10,6 миллиона рублей, то есть 12%. "Ситуация с погашением Минпромторгом задолженности остается очень тревожной", - сетует представитель "Автомира".
Такая же ситуация складывается у остальных автодилеров. "На это жалуются большинство фирм, работающих по программе", - заверил РИА Новости президент Российской ассоциации автодилеров Дмитрий Гулин.
По словам Рябушко, такие задержки происходят "из-за медленной и исключительно тщательной проверки специалистами Минпромтога предоставленных дилерами документов". Например, говорит представитель "Автомира", если в утилизационном сертификате стоит подпись и печать сотрудника ГИБДД, но не указана его фамилия, такой документ считается неправильно оформленным и возвращается дилеру для исправления. Кроме того, для пересылки документов используется "Почта России" и время доставки даже по Москве может составлять до двух недель.
Автодилеры действительно стараются относиться к этой проблеме с пониманием. "Конечно, было бы крайне приятно, если бы компенсацию выдавали оперативно, - мечтает PR-директор крупного автодилера "Рольф" Мария Заикина. - Но с учетом того, что темпы сдачи автомобилей и выдачи сертификатов оказались выше ожидаемых, мы относимся к этому реалистично".
"Мы выплатили автодилерам порядка 1,5 миллиарда рублей (то есть 15% от выделенных государством 10 миллиардов рублей - прим. РИА Новости), - сообщила РИА Новости представительница Минпромторга. - Так что я бы не стала драматизировать ситуацию, никакой критичной задолженности нет. У нас есть документы, которые регламентируют сроки выдачи денег, мы их стараемся не нарушать".
В министерстве сетуют, что дилеры часто не уделяют должного внимания корректности оформления своих бумаг. "Например, нет ни одной организации, которая правильно бы оформила документы на возмещение расходов по перевозке автомобиля к утилизатору (государство выделило на эти цели 1 млрд. рублей, - прим. РИА Новости), - говорят в Минпромторге. - Никто не предоставляет подтверждения затрат на погрузку, перевозку до пункта утилизации и разгрузку автомобиля на этом пункте".
Предприимчивые утилизаторы
Еще одним слабым звеном программы оказались пункты утилизации - многие опасались, что на черный рынок хлынут "бэушные" запчасти от отправленных на переработку автомашин. Поэтому в правила утилизации было введено положение, что автомобиль должен перерабатываться полностью, однако соблюдалось ли оно - вопрос открытый.
"Проконтролировать процесс утилизации очень сложно, - говорит Дацкив. - Например, на неком пункте по документам утилизировали 10 тысяч машин. Приехавшая комиссия видит груды металла, пластика и стекла, однако сколько там автомобилей на деле, никто не знает".
Как вспоминает Дацкив, первоначально организаторы программы обещали все утилизационные пункты снабдить контролерами. Однако в реальности проконтролировать все 164 утилизатора, участвующие в программе, оказалось невозможно.
По словам директора по общим вопросам холдинга "Втормет" (одного из участников программы) Юрия Воронцова, отличить недобросовестного утилизатора очень просто. "Мы берем за утилизацию 3 тысячи рублей, как это и предусмотрено программой, - раскрывает секреты профессии Воронцов. - Стекло, масла, металл, пластик и резину сдаем переработчикам и только тогда выходим в ноль". Однако некоторые утилизаторы готовы принять машину за тысячу-полторы, а то и вовсе за символические сто рублей. Выйти на окупаемость, утверждает Воронцов, помогает то, что некоторые запчасти уходят потом налево, пополняя бюджет таких нерадивых утилизаторов.
"Это могут быть элементы трансмиссии, двигателя, элементы колесные и тормозные, - говорит представитель "Втормета". - Проблема в том, что после десяти лет эксплуатации эти детали становятся попросту опасными для того, кто сидит в машине или едет по дороге рядом с ним".
Корреспонденты РИА Новости специально обзвонили несколько фирм из официального списка на сайте Минпромторга. Готовые сэкономить владельцу старого авто его 3 тысячи рублей быстро нашлись.
"Проблема еще в том, что таких серьезных, крупных утилизаторов, с полным циклом производства и способных обеспечить его безопасность, в стране всего штук пять, - говорит Воронцов. - Остальные таких условий обеспечить не могут".
При личном визите корреспондентов РИА Новости далеко не все из утилизаторов производили такое же образцовое впечатление, как "Втормет". Доступ на территорию был открыт всем желающим, с утилизаторами соседствовали еще несколько фирм, а по производственной площадке перемещались подозрительные личности, явно готовые содействовать в получении нужных запчастей.
Все довольны
"Для программы, которая делалась в такой спешке - в декабре 2009 года Путин сказал сделать программу, а к марту сделали - все прошло очень и очень неплохо, - резюмирует Дацкив. - Но за такой короткий срок идеальную программу, конечно, сделать нельзя".
С ним согласен коммерческий директор Renault в России Дени Ле Вот. "Уже сама скорость реализации программы говорит сама за себя - она успешна и востребована", - говорит Ле Вот. Он имеет возможность сравнить ее с аналогичными программами во Франции и Германии и говорит, что российская смотрится "совсем неплохо". Главный минус, на его взгляд - в Европе из программы выходили плавно и правительство заранее объявляло о своих планах.
"Для нас как для производителей главная сложность в этой программе - отсутствие четкой информации, что будет дальше, - жалуется представитель Renault. Увеличить свое производство на 30% - настолько выросли продажи наших моделей, участвующих в программе - моментально невозможно. Это можно сделать только в течение месяцев. То есть нам заранее надо знать, как программа будет развиваться через полгода и год".
Интервью РИА Новостям Ле Вот дал в день, когда Путин довольно неожиданно объявил о продлении программы.
Представитель Renault даже поинтересовался у журналиста, известно ли ему, когда начнется второй этап программы и на каких условиях она будет работать. В тот момент никто этого не знал, но через пару недель стало известно, что второй этап начнется сразу после окончания первого. Остается надеяться, что Renault и остальные производители еще не успели остановить свои конвейеры.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.