Ассоциация российских банков (АРБ) в связи с необходимостью развития банковской системы России разработала проект Стратегии о повышении конкурентоспособности национальной банковской системы РФ. Об этом говорится в документах АРБ.
В Стратегии признаются необходимыми валютная либерализация, наращивание долгосрочной ресурсной базы банков, поддержание банковской ликвидности, совершенствование банковского надзора, расширение кредитования экономики, укрепление юридической защиты прав кредиторов, повышение платежеспособности заемщиков, кредитование малого бизнеса, ипотечное кредитование, потребительское кредитование. Для повышения эффективности организации банковской системы Стратегия АРБ предлагает усиление согласованной работы Банка России с банковским сообществом, меры по повышению доверия к банковской системе, размещение банковского капитала по территории России, развитие национальной платежной системы, развитие саморегулирования. Для повышения качества работы кредитных организаций в Стратегии предлагается развитие корпоративного управления, установка стандартов качества деятельности банков, введение внутреннего контроля и управления рисками, повышение транспарентности кредитных организаций и переход на МСФО.
По мнению разработчиков Стратегии, объём активов российских банков с учетом потребностей экономики и новых аспектов денежно-кредитной политики должен увеличиться к 1 января 2009 г. до 23.2 трлн руб. или 80% ВВП за 2008 г. При расчёте ориентировочных показателей роста банковской системы РФ АРБ исходила из того, что для удвоения ВВП необходимые ежегодные темпы его прироста составляют 7.3%. При расчёте показателей заложено снижение инфляции с 11.7% в 2004 г. до 5% в 2008 г.
В течение 2005-2008 гг. будет происходить замедление темпов прироста активов банков с 44% в 2005 г. до 27% в 2008 г., что в первую очередь объясняется "эффектом базы", т.е. увеличением абсолютных объёмов активов банков, используемых для расчёта прироста к предыдущему году.
По мнению АРБ, при осуществлении мер, направленных на повышение капитализации банковской системы России, объём капитала банков должен достичь уровня не менее 2.9 трлн руб., что составит 10% ВВП за 2008 г. При этом абсолютные показатели ежегодного прироста капитала банков будут расти - с 380 млрд руб. в 2005 г. до 600 млрд руб. в 2008 г.
Сумма кредитов нефинансовым предприятиям при условии принятия необходимых мер по совершенствованию залогового законодательства, усилению защиты прав кредиторов, развитию кредитования среднего и малого бизнеса к концу 2008 г. должна достигнуть 8.7 трлн руб., что составит 30% ВВП и 37% активов банков. Ежегодный прирост объёма кредитов должен составить не менее 1 трлн руб., а в 2008 г. - 1.7 трлн руб.
Сумма кредитов физическим лицам должна расти темпами, опережающими темпы роста остальных показателей. Это связано с наличием значительных объёмов неудовлетворённого спроса населения на банковские кредиты, особенно ипотечные. Развитие кредитования населения должно в значительной степени стимулироваться наращиванием объёмов выпуска ипотечных бумаг банками, совершенствованием залогового законодательства и законодательства, направленного на защиту прав кредиторов.
При осуществлении выпуска ипотечных ценных бумаг в 2005 г. объёмы кредитования вырастут не менее чем в 2 раза. К началу 2009 г. кредиты физическим лицам в России должны составить не менее 15% ВВП.
На прирост вкладов населения в ближайшие годы, по мнению АРБ, окажет существенное положительное воздействие запуск системы страхования вкладов, а также реализация комплекса мер, направленных на повышение устойчивости и укрепление доверия к банковской системе России, что будет способствовать притоку в банковские вклады как части текущих доходов населения, так и сбережений, находящихся на руках у населения. При реализации необходимых мер к началу 2009 г. сумма вкладов населения в банках может достичь 8.7 трлн руб., или 30% ВВП. Их доля в пассивах банков должна увеличиться с 28% на 01.01.2005 г. до 37.5% на 01.01.2009 г.
Как отмечается в Стратегии АРБ, достижение этих показателей требует расширения источников формирования ресурсов банков, совершенствования законодательства, а также существенной перестройки форм и методов ведения банковского дела.
Комментарии отключены.