МОСКВА, 10 дек - РИА Новости. Российские власти готовятся к принятию поправок по контролю за трансфертным ценообразованием и офшорными компаниями; бизнес-сообщество опасается, что чиновники не справятся с администрированием сложных нововведений, но и не видят очевидных стимулов для возврата в российскую юрисдикцию. Готовящиеся Минфином поправки в Налоговый кодекс обсуждались в четверг на совещании в РСПП, по итогам которого президент союза Александр Шохин заявил, что бизнес-сообщество сформулирует свое отношением к новациям и направит его в правительство.
КАК У ВСЕХ
Россия - не в авангарде и не изобретает ничего нового в борьбе с уходом от налогов, кризис подвиг многие страны ужесточить требования к офшорным зонам, заявил на встрече с предпринимателями директор департамента инвестиционной политики Минэкономразвития Сергей Беляков. Более того, чиновник, который в середине прошлого года пришел в министерство из РСПП, с пониманием относится к практике регистрации компаний в офшорах в целях оптимизации налогов.
"Но иногда эта практика принимает агрессивный характер. И мы всегда должны учитывать последствия для государства. Мы, как и другие страны, боремся за сохранение налогооблагаемой базы на своей территории", - отметил Беляков.
По его словам, МЭР в целом поддерживает предложение Минфина по изменению 7-й статьи Налогового кодекса, которая сейчас устанавливает приоритет международных соглашений об избежании двойного налогообложения по отношению к российским налоговым нормам.
Беляков сообщил также, что ведомства уже полностью согласовали другой законопроект, который Минфин "вынашивал" несколько лет, - о трансфертном ценообразовании. Этот документ уже в ближайший понедельник, 14 декабря, будет рассматриваться на правительственной комиссии по законопроектной деятельности, а потом и на заседании кабинета. Цель этого законопроекта, по словам Белякова, "сделать механизм контроля за ценами рабочим".
"Контроль будет ужесточен, но в отношении очень узкого круга операторов, который будет прямо указан в законе. Поэтому риски предъявления необоснованных претензий со стороны налоговой службы будут сведены к минимуму", - заявил Беляков.
Согласно законопроекту, контроль за трансфертным ценообразованием будет в том числе вестись и в отношении всех сделок с офшорными юрисдикциями.
ТАМ ТЕПЛО И МУХИ НЕ КУСАЮТ
Главным офшором для России традиционно является Кипр - он же и инвестор номер один для российской экономики.
Кризис и угрозы "двадцатки" в адрес офшоров заставили многие страны с льготными налоговыми режимами отказаться от банковской тайны и пойти на обмен налоговой информацией. Кипр отказался от банковской тайны еще до кризиса, но на средиземноморском острове просто "не хватает рук" отвечать на российские запросы, поведал собравшимся начальник отдела международного налогообложения Минфина Дмитрий Николаев.
Россия убедила киприотов в необходимости по упрощенной процедуре (без суда) предоставлять по запросу наших налоговых органов сведения о компаниях, их учредителях и бенефициарах. Правда, соответствующий протокол пока только парафирован, в него еще могут быть внесены изменения, а процедура ратификации займет какое-то время. Николаев полагает, что протокол вступит в силу не раньше 2011 года, а отдельные его положения, которые, в частности, закроют "лазейку" для оптимизации налогов от продажи недвижимости, и того позже - в 2014 году.
Кипр настаивает на том, чтобы Россия заключила такие же соглашения с другими офшорными юрисдикциями - Швейцарией, Люксембургом, Австрией и Нидерландами. Переговоры с этими странами уже идут и будут продолжены в следующем году, сообщил чиновник.
Параллельно Минфин предлагает внести поправки в Налоговый кодекс, согласно которым соглашения об избежании двойного налогообложения будут распространяться только на резидентов тех стран, с которыми эти соглашения заключаются. По словам Николаева, в 7-ю статью НК будет введено определение реального бенефециара (выгодоприобретателя) в формулировке соглашений об избежании двойного налогообложения - как "лица, имеющего фактическое право на доход".
Таким образом, если будет доказано, что реальный мажоритарный владелец зарегистрированной, например, на Кипре компании является резидентом РФ, то и платить налоги (на прибыль, с дивидендов, роялти и прочие) эта компания должна будет в казну РФ и по российским ставкам, которые в два раза выше кипрских.
Николаев отметил, что привлекать за уклонение от уплаты налогов путем увода прибыли, дивидендов и прочих доходов в офшоры можно и при нынешней редакции НК. В соответствии с Венской конвенцией, соглашения об избежании двойного налогообложения должны применяться только в отношении добросовестных налогоплательщиков, указал чиновник. Эксперты также считают, что суть проблемы не в понятийном аппарате, а в администрировании.
ГЛАВНОЕ - НАЧАТЬ
Доказательство факта налогового резидентства, равно как и контроль за трансфертным ценообразованием, будут возложены на российские налоговые органы.
Любое нововведение ведет за собой сложности в администрировании, признает чиновник Минфина. Он согласен с опасениями бизнес-сообщества, что у Федеральной налоговой службы (ФНС) не найдется столько высококвалифицированных налоговых юристов, чтобы качественно администрировать новые нормы. По словам Николаева, это понимают и в ФНС. Законопроект о трансфетном ценообразовании предполагает создание в ФНС специального подразделения, но кадровую проблему не так-то просто будет решить.
Но начинать закрывать "лазейки" все равно нужно, и лучше раньше, чем позже. "Чем больше пустот в законе, чем больше "дыр", тем больше и злоупотреблений", - сказал Николаев в беседе с журналистами.
Шохин, в свою очередь, предлагает правительству ограничить трансфертный контроль только трансграничными сделками и "не стрелять из пушек по воробьям". "Законы-то мы хорошие пишем. У нас, как всегда, страдает правоприменение", - сказал президент РСПП.
Николаев согласен, что налоговики должны не распылять свои усилия и работать только "по- крупному" - с большими компаниями и крупными сделками, как это делают, например, в США. В то же время, он считает, что российские компании живут "в тепличных условиях" презумпции невиновности. В США, по его словам, только 4% налоговых споров заканчиваются судебными решениями в пользу налогоплательщиков. У нас, наоборот, в 80% случаев компаниям удается оспорить претензии налоговиков.
СТИМУЛЫ ВМЕСТО ОГРАНИЧЕНИЙ
Шохин предлагает брать пример с США в другом и вернуть существовавшую раньше и у нас легальную практику заключения сделок предпринимателей с налоговиками - так называемое "деятельное раскаяние". "Должна быть возможность у налогоплательщика исправить свои ошибки и договориться с налоговыми органами по поводу суммы выплат", - полагает глава РСПП.
Он считает также, что одним ужесточением налогового законодательства вернуть офшорный бизнес в российскую юрисдикцию сложно, нужно создавать стимулы - например, допустить к разработке шельфа и освоению других стратегических месторождений не только компании с госучастием, но и частные российские компании. "Это может подвигнуть офшорные компании поменять регистрацию", - сказал Шохин журналистам.
Без этого, по его мнению, бизнес останется в офшорах и будет, к выгоде того же Кипра, создавать там офисы с директорами и секретарями - т.е. вести хотя бы минимальную хозяйственную деятельность, чтобы подтвердить свое островное резидентство. Только если расходы на ведение такого бизнеса начнут превышать выгоду от налоговой оптимизации, компании задумаются о смене юрисдикции. Но и это не означает, что они обязательно вернутся в Россию - помимо Кипра, есть и другие, более "глухие" офшоры.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.