ОБОБЩЕНИЕ - Власти РФ наметили пути реанимации "АвтоВАЗа", слово за Renault

МОСКВА, 11 ноя - РИА Новости. Конвертировать долги "АвтоВАЗа" банкам в акции не будут, а окончательное решение этой и других проблем компании возможно лишь после прояснения политики всех инвесторов - об этом говорили во вторник на заседании правительственной комиссии. Российские власти готовы даже к увеличению доли Renault в предприятии, хотя французская компания пока не выразила такого желания.

В целом ситуация в автопроме будет зависеть от действий правительства. Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов сообщил, что пошлины на иномарки повышать больше не будут, а вот участие государства в капитале автопроизводителей вполне возможно. При хорошем сценарии развития отрасли власти РФ ожидают, что в ближайшие 20 лет объем инвестиций в нее может достичь 40 миллиардов евро.

С ДОЛГАМИ ДО КОНЦА НЕ РАЗОБРАЛИСЬ

Правительственная комиссия, возглавляемая Шуваловым, обсудила во вторник развитие отечественного автопрома, в первую очередь, судьбу страдающего от долгов и спада продаж "АвтоВАЗа".

В частности, речь шла о проблеме долгов предприятия, которые, по оценке его топ-менеджмента, до конца года достигнут порядка 75 миллиардов рублей.

Окончательного варианта решения этого вопроса на заседании не прозвучало, однако Шувалов отметил, что не согласен с идеей конвертировать долги "АвтоВАЗа" банкам в акции. Обладая таким пакетом акций, банки мало чем смогут помочь предприятию, отметил первый вице-премьер. По его словам, долг может быть оформлен на новых условиях.

Ранее обсуждалось несколько вариантов реструктуризации долга автогиганта. Кроме конвертации в акции, предлагалось капитализировать его через выпуск облигаций, которые выкупил бы Внешэкономбанк.

Не осталось в стороне и государство - на минувшей неделе премьер-министр РФ Владимир Путин сообщил, что для финансовой поддержки "АвтоВАЗа" будет привлечено 54,8 миллиарда рублей, из которых 38 миллиардов пойдут в счет погашения невозвратного долга.

Тогда Путин сказал, что государство ждет от акционеров компании долгосрочной программы развития предприятия. Сейчас Шувалов подчеркнул, что от политики других инвесторов, прежде всего, франко-японского автоальянса Renault-Nissan, будет зависеть окончательное решение проблемы долга завода.

ИНВЕСТОРЫ, НАЛЕТАЙ!

Итак, слово за инвесторами. В настоящий момент по 25% плюс одна акция "АвтоВАЗа" владеют Renault-Nissan, а также госкорпорация "Ростехнологии" и "Тройка Диалог". По словам Шувалова, правительство РФ готово рассмотреть возможность увеличения доли Renault в "АвтоВАЗе", если такое предложение поступит.

На прошлой неделе агентство Reuters со ссылкой на источник в российском правительстве сообщило, что Renault готов увеличить свою долю в предприятии, возможно, даже до контрольного пакета.

Потенциальные инвестиционные возможности альянса должны учитываться и при проведении работ по поддержке персонала "АвтоВАЗа", считает Шувалов. Накануне в ходе своего визита в Тольятти он сообщил, что предприятие создало две дочерние компании для трудоустройства до 15 тысяч сотрудников предпенсионного и пенсионного возраста. Кроме того, туда могут перейти работать и те, кто решил на время покинуть завод с тем, чтобы потом вернуться обратно.

Во вторник стало известно, что на обеспечение занятости 14,5 тысяч работников "АвтоВАЗа" Путин выделил Самарской области почти 5 миллиардов рублей. Деньги пойдут на зарплаты, профессиональную переподготовку и организацию временных работ.

Впрочем, официально альянс желания вкладывать дополнительные деньги в тольяттинское предприятие пока не высказывал. Буквально за день до появления информации от Reuters старший вице-президент Renault и член совета директоров "АвтоВАЗа" Кристиан Эстев говорил, что Renault сохранит свою долю акций в "АвтоВАЗе", но без дополнительных финансовых вливаний, внося вклад в развитие ноу-хау и технологий.

ПОШЛИНЫ БОЛЬШЕ НЕ ПОВЫСЯТ

Ситуация в автопроме зависит в том числе от мер таможенно-тарифной защиты российских производителей, отметил Шувалов, сообщив, что правительство не намерено рассматривать новые ограничительные пошлины на ввоз иномарок. Сценарий развития отрасли ни в коей мере не должен ограничивать права потребителей, подчеркнул он.

Чтобы поддержать российский автопром в кризис, правительство повысило пошлины на иномарки с января 2009 года. Они будут действовать до июля 2010 года.

Кроме таможенно-тарифных мер, российское государство может поддерживать автопроизводителей участием в капитале либо субсидированием процентной ставки, добавил первый вице-премьер.

Что касается моногородов, таких как Тольятти, то здесь можно развивать новые направления, в частности авиастроение, сказал накануне Шувалов. По его словам, для этого можно задействовать квалифицированную рабочую силу - людей, работавших на "АвтоВАЗе".

В представленном Минэкономразвития и Минпромторгом докладе прописаны три сценария развития автопрома. По словам Шувалова, все они ориентированы на то, что рынок будет привлекательным.

Пока, однако, ситуация складывается не лучшим образом. По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России в январе-октябре текущего года сократились по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 51%. По оценкам экспертов, за год продажи упадут примерно на 50%.

ЕЩЕ НЕ ВЕЧЕР

"Вечная" тема отечественного автопрома в целом и "АвтоВАЗа" в частности не закрыта - теперь правительственная комиссия обсудит ее 20 ноября, сказал Шувалов. Он заверил, что отказ американской General Motors от продажи автоконцерна Opel консорциуму Magna и Сбербанка не отразится на концепции развития отрасли.

Ранее при подготовке долгосрочной стратегии развития автопрома учитывались уже сформированные на тот момент базовые альянсы - "АвтоВАЗ" и его партнер Renault и "Группа "ГАЗ" совместно с Opel.

Во вторник Шувалов подчеркнул, что "АвтоВАЗу" и ГАЗу по-прежнему необходимы сильные партнеры, и в этом направлении нужно продолжать работать.

К 20 ноября будет готова и инвестпрограмма развития "АвтоВАЗа", сообщил он. Нынешняя тяжелая ситуация заставляет по-другому взглянуть на инвестиционные программы автопредприятий, сказал Шувалов, назвав "интересной" инвестпрограмму КАМАЗа, где побывал накануне.

В целом, по словам замглавы Минпромторга Андрея Дементьева, государственные и частные инвестиции в российский автопром в ближайшие 20 лет могут составить от 9 до 40 миллиардов евро - в зависимости от сценария развития отрасли.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.