Федеральные власти заканчивают подготовку к переделу собственности в крупнейшей в России алмазодобывающей компании "АЛРОСА". Завтра истекает срок подачи ведомствами замечаний к докладу президенту России о "защите интересов РФ в алмазно-бриллиантовом комплексе Республики Саха (Якутия)".
Согласно протоколу межведомственного совещания в Минэкономразвития (МЭРТ) от 26 января, посвященного компании "АЛРОСА", уже 15 февраля Минфин, Росимущество и Минюст представят в МЭРТ свои предложения о "защите интересов РФ в алмазно-бриллиантовом комплексе Республики Саха (Якутия)". Их докладные записки лягут в основу доклада на имя президента России.
Напомним, что еще в 2001 г. Владимир Путин дал поручение, в соответствии с которым Главное контрольное управление (ГКУ) президента совместно с ФСБ несколько месяцев проверяло "АЛРОСА". В результате ГКУ усмотрело в Якутии признаки перераспределения федеральной собственности в пользу республики. В частности, при перераспределении долей в АЛРОСА доля российских учредителей снизилась на 3%, а якутских возросла на 5%. По итогам проверки Владимир Путин подписал еще одно поручение: "С выводами ГКУ президента РФ согласен. Примите меры по защите государственной собственности в алмазно-бриллиантовом комплексе Республики Саха (Якутия) и возвращению федеральной доли в уставном капитале АЛРОСА".
С тех пор ведомства ломают голову, как легитимным образом превратить АЛРОСА из якутской в российскую компанию. Судя по оказавшемуся в распоряжении газеты "КоммерсантЪ" протоколу совещания заинтересованных структур (МЭРТа, Росимущества, ФСБ, Минфина, АЛРОСА и Якутии), выход наконец найден.
Во-первых, к федеральной доле можно прирезать "ничейный" пакет в размере 1% акций. Согласно данным, представленным в МЭРТ "АЛРОСА", таково примерное количество так называемых выморочных акций. Как пояснили в "АЛРОСА", речь идет о фактически бесхозных акциях: дивиденды по ним не забирались владельцами в течение трех лет. Правда, чиновники признают, что этот пакет "не окажет существенного влияния на выполнение поручения президента РФ".
Во-вторых, будет проведена допэмиссия акций "АЛРОСА", весь объем которой по закрытой подписке выкупят федеральные власти. Объем допэмиссии чиновники не разглашают, однако в одном из ведомств заявили, что федеральная доля будет доведена до контрольной. Более того, уже к завтрашнему дню, согласно протоколу, Минфин представит план работы наблюдательного совета "АЛРОСА", куда будет включен этот вопрос.
И наконец, в-третьих, ведомства сошлись во мнении, что ЗАО "АЛРОСА" следует преобразовать в открытое акционерное общество. Судя по протоколу, Минфин и Росимущество подтвердили целесообразность такого подхода - и даже присутствовавший на совещании представитель президента Якутии в Москве Семен Назаров не нашел, что на это возразить.
А вот с финансированием увеличения доли России в "АЛРОСА" у госчиновников возникла явная загвоздка, ведь в бюджете средств на выкуп акций российского алмазного монополиста не предусмотрено. Так что завтра Минфину предстоит дать ответ еще на один вопрос - "об источниках оплаты указанных акций". В качестве одного из вариантов предлагается взыскать с Якутии задолженность перед Росрезервом. Правда, вырученной суммы едва ли хватит на выкуп допэмиссии акций "АЛРОСА". Речь идет примерно о 90 млн руб. - на такую сумму Якутия получила в Росрезерве материалов при строительстве железнодорожной ветки Беркакит-Томмот-Якутск.
Гораздо более интересным представляется другой вариант - "передача в собственность ЗАО "АК АЛРОСА" имущественного комплекса, ранее принадлежавшего ПНО "Якуталмаз", на мощностях которого в начале 90-х была создана "АЛРОСА". Правда, сделать это следует, по мнению чиновников, только "после регистрации права федеральной собственности". Это значит, что после этого сдавать в аренду комплекс будет уже не Якутия, а Россия. Таким образом, республика не только заплатит за увеличение федеральной доли в "АЛРОСА", но и потеряет право собирать с нее арендные платежи, составляющие до трех четвертей поступлений в ее бюджет.
Разумеется, для реализации всех этих задач федеральным властям потребуется надежная правовая основа. В связи с этим департаменту имущественных и земельных отношений МЭРТа поручено совместно с Росимуществом и Минюстом подготовить "правовую основу для прекращения соглашения о разграничении собственности между Россией и Республикой Саха от 25 ноября 1992 года". "Предварительная правовая экспертиза соглашения... и иных документов выявила их несоответствие законодательству, действующему как на момент заключения, так и в настоящее время",- говорится в протоколе.
Любопытно, что столь резкие выводы не вызвали протеста со стороны представителя Якутии, которая ранее в крайне жесткой форме отвергала все имущественные претензии центра. По крайней мере, в протоколе совещания в МЭРТе этот факт никак не отражен. Единственное, что зафиксировано в документе,- предложение С.Назарова "об оказании его содействия в получении запрашиваемой федеральными органами исполнительной власти информации у органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия)".
Выяснить причины произошедшего у самого С.Назарова в пятницу не удалось - в его московской приемной заявили, что он уехал в Якутию. А пресс-секретарь якутского президента Джулустан Иванов вообще оказался не в курсе событий. Более того, к протоколу, под которым стоит подпись замминистра экономического развития Андрея Шаронова, он отнесся с явным скепсисом. "Какой-то замминистра не может отменить соглашение, подписанное двумя президентами", - считает Д.Иванов.
"АЛРОСА" - одна из крупнейших в мире алмазодобывающих компаний, на долю которой приходится около 23% мировой добычи. Ее ежегодный оборот оценивается в 1.6-2 млрд долл. В конце 2002 г. российское правительство стало крупнейшим акционером "АЛРОСА", увеличив свой пакет с 32% до 37%. Еще 32% принадлежат якутскому правительству, 21.71% - трудовому коллективу, 8% - восьми якутским улусам (районам), а оставшиеся 1.29% - менеджерам компании.
Комментарии отключены.