ОБОБЩЕНИЕ - Путин критикует ОАК, но обещает помощь эффективному авиапрому

МОСКВА, 19 авг - РИА Новости. Премьер-министр РФ Владимир Путин в ходе совещания по вопросам развития отечественного самолетостроения, прошедшего во вторник в рамках авиасалона МАКС-2009 в подмосковном Жуковском, вновь обратил внимание на острые проблемы отечественного авиапрома и предостерег, что государство не будет вечно вытаскивать предприятия из долговой ямы, потребовав до 1 октября подготовить программу срочных мер по финансовому оздоровлению отрасли.

Кроме того, премьер подверг критике Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК): по его словам, корпорация и ее дочерние структуры задолжали кредиторам 119 миллиардов рублей, при этом заключая убыточные контракты.

ИЗ ЯМЫ ВЫТАСКИВАТЬ БУДУТ, НО НЕ ВСЕХ

Государство по-прежнему видит развитие отечественного авиапрома и космонавтики одним из своих приоритетов, намерено продолжать инвестировать средства в авиастроение, но с учетом реальной отдачи, заявил Путин на совещании.

Премьер поручил профильным ведомствам к 1 октября подготовить программу финансового оздоровления российского авиапрома, а также предложения по совершенствованию механизмов поддержки продаж отечественной авиатехники.

По его словам, все понимают, что ситуация в отрасли сложная и конкуренты имеют прямую финансовую поддержку.

"Но, во-первых, не нужно повторять чужих дурацких ошибок, самим нужно работать эффективно, а, во-вторых, не надо все-таки ссылаться постоянно на них", - отметил Путин.

На докапитализацию компании "Сухой" из бюджета РФ выделят 3,2 миллиарда рублей, еще 15 миллиардов рублей могут направить на докапитализацию РСК "МиГ".

При этом глава правительства отметил, что бюджетные средства должны, прежде всего, помогать становлению по-настоящему конкурентоспособных компаний. Государство не будет бесконечно покрывать убытки, вытаскивать предприятия из долговой ямы и исправлять ошибки менеджмента, подчеркнул премьер-министр.

В ДОЛГАХ И УБЫТОЧНЫХ КОНТРАКТАХ

По словам Путина, кризис не только лишил авиапром дешевых кредитных средств, но и обострил системные проблемы отрасли - недостаточное качество корпоративного управления, высокие издержки, низкую экономическую эффективность и производительность труда.

В этой ситуации важно не просто раздавать бюджетные деньги направо и налево, но и выделить приоритетные направления. Одним из таких приоритетов премьер назвал производство истребителя пятого поколения, потребовав обеспечить его разработку необходимыми ресурсами.

Истребитель пятого поколения разрабатывается с 1990-х годов, ранее сообщалось, что его летные испытания могут начаться в ноябре-декабре этого года.

Путин выразил недовольство в адрес ОАК в связи с продажей самолетов российским и иностранным компаниям с убытком для себя. Он потребовал от корпорации и заинтересованных ведомств проанализировать, почему это произошло, и продумать, как впредь исключить подобное.

Премьер указал, что планы производства гражданских самолетов не выполняются.

"Причем это относится не только к сегодняшнему дню, но и к докризисным временам", - подчеркнул он.

При этом, по словам Путина, ОАК и ее дочерние структуры задолжали кредиторам 119 миллиардов рублей, порядка 64 миллиардов из них - это дефицит, не обеспеченный выручкой или прибылью предприятий.

Ранее корпорация планировала гасить долги за счет распродажи непрофильных активов, перекредитования по меньшим ставкам, размещения акций, но в кризис эти решения не сработали.

"ДОЧКИ" ОАК ОБЪЯВЛЯЮТ О НОВЫХ ПЛАНАХ

Тем временем компании, входящие в ОАК, заявили о ряде планирующихся сделок и разработок, которые профинансирует Внешэкономбанк (ВЭБ).

В частности, речь идет о поставке в течение двух лет до 70 самолетов лизинговой компании "Ильюшин Финанс" (ИФК) для последующей передачи их в лизинг, стороны уже подписали соответствующее соглашение, рассказал журналистам в Жуковском глава ИФК Александр Рубцов.

Среди этих 70 самолетов уже есть твердый контракт на передачу 45 судов в лизинг авиакомпании "Атлант-Союз", возможна поставка шести авиалайнеров Ан-148 для ГТК "Россия". В рамках МАКС-2009 "Атлант-Союз" намерен подписать с ИФК контракт о приобретении в лизинг 30 новых Ан-148 и 15 Ту-204СМ.

Кроме этого, ВЭБ, компания "Сухой" и компания "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) в рамках авиасалона заключили соглашения о стратегическом сотрудничестве в области гражданской и военной авиации, предусматривающие участие ВЭБа в проектах Sukhoi Superjet 100 и Су-35.

В частности, стороны намерены создать современный конкурентоспособный механизм финансирования продаж Superjet 100 на внутреннем и внешнем рынках. Своей "дочке" "ВЭБ-лизинг" ВЭБ выделит 250 миллионов долларов на приобретение десяти самолетов и последующую передачу их "Аэрофлоту"

На серийное производство истребителя Су-35 ВЭБ выделит 3,5 миллиарда рублей.

К неожиданным новостям первого дня МАКС-2009 можно отнести сообщение о том, что подписание соглашения о поставках десяти самолетов Sukhoi Superjet 100 для "Аэрофлота" откладывается.

ГСС и "Аэрофлот - Российские авиалинии" по техническим причинам не смогут подписать его в рамках авиасалона, как предполагалось ранее, сообщил во вторник глава ВЭБ Владимир Дмитриев, добавив, что договоренность по этому соглашению сохраняется.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.