МОСКВА, 17 авг - РИА Новости. Продажа безрецептурных лекарств в супермаркетах позволит снизить цены на препараты, и крупные ритейлеры смогут обеспечить их безопасность, однако "универсальную" розницу интересует довольно узкий ассортимент фармацевтических средств, заявили РИА Новости представители федеральных розничных компаний.
Минпромторг РФ предлагает разрешить продажу лекарств, не требующих рецепта, в неспециализированных магазинах и уже направил соответствующие дополнения к проекту закона "Об обращении лекарственных средств" в правительство. Таким образом, ведомство планирует увеличить доступность препаратов для населения. Минздравсоцразвития, в свою очередь, считает, что реализация лекарств вне аптек может быть небезопасна.
УДОБНО И БЕЗОПАСНО?
В Европе в сетях продаются только витамины и продукты для похудения, то есть коммерческие товары, напоминают в компании "Лента". Мировой опыт сможет успешно прижиться и в России, считает генеральный директор компании "Магнит" Сергей Галицкий. Перспективным видят это предложение и другие участники отрасли. "Не думаю, что нам будет интересно выставлять большой перечень подобных препаратов, но дать покупателю возможность одномоментной покупки в магазине, скажем меда и аспирина, почему нет? Мне как потребителю показалось бы это очень удобным. Что касается подлинности, то крупные сети как никто другой разбираются в том, "что такое качество, а что такое плохо", - говорит пресс-секретарь "Седьмого Континента" Влада Баранова.
Включение в ассортимент группы лекарств кажется логичным и понятным, соглашаются в "Дикси". "Продают же супермаркеты минеральную воду, контрацептивы или диетические продукты", - поясняет директор департамента маркетинга компании "Дикси" Евгений Колывагин.
Однако директор по маркетингу компании "Лента" Андрей Сорокин считает, что нововведение приведет к тому, что на рынок хлынет контрафактная продукция. "Так как сети не имеют достаточно механизмов для специфического контроля качества лекарственных препаратов", - поясняет он. "Нужно понимать, что магазины фактически не подходят для продажи лекарств без рецепта, так как это чаще всего мелкоштучный товар, огромный ассортимент, множество разных поставщиков и прочие операционные вопросы, начиная от консультаций с фармацевтом и заканчивая хранением в холодильнике, организация которых не под силу обычному магазину", - продолжает он.
Этой позиции придерживаются и сами аптечные сети. "Качественную фармацевтическую помощь должны осуществлять аптечные учреждения. Только специалисты могут профессионально проконсультировать покупателя, обеспечить контроль качества и надлежащее хранение лекарственных средств. Поэтому инициатива по разрешению к продаже лекарств в магазинах кажется нам преждевременной и небезопасной для здоровья российских граждан", - утверждает директор по корпоративным коммуникациям и связям с общественностью "Аптечной сети 36,6" Ирина Лаврова.
Чтобы обеспечить безопасность и "универсальным" ритейлерам придется, особенно на первоначальном этапе, выделить дополнительные ресурсы, в частности кадровые, добавляет руководитель по внешним коммуникациям российского филиала "Ашан" Мария Курносова. Она отмечает, что ритейлерам необходимо будет приложить усилия, чтобы на высоком уровне оказывать услугу продажи фармпрепаратов. "Это могут себе позволить, в первую очередь, крупные ритейлеры", - говорит Курносова. В свою очередь Галицкий подчеркивает, что "фальсификата в сетях заведомо меньше, чем в любых других местах", и добавляет, что необходимо будет усилить контроль над мелкими, несетевыми розничными точками.
ЦЕНЫ - НИЖЕ
По словам председателя совета директоров группы компаний "Виктория" Николая Власенко, расширение каналов продаж фармпрепаратов увеличит уровень конкуренции на этом рынке. "Соответственно цены будут снижаться", - сказал он. Власенко пояснил, что у аптек высокие арендные ставки и накладные расходы в целом, поэтому и наценки на продукцию довольно высокие.
Вместе с этим, расширение ассортимента позволит сетям, продающим товары повседневного спроса, увеличить размер среднего чек, продолжает Власенко. "Таким образом, снизятся издержки на каждый квадратный метр магазина, что косвенно позволит даже снижать цены на другие товары", - сказал он. В "Дикси" считают, что снизится общий уровень цен на элементарные лекарственные средства, но не более. "Причина проста. Супермаркеты будут воспринимать лекарственные средства как дополнительный ассортимент, обеспечивая присутствие самых необходимых номенклатур. Аптеки же, напротив, относятся к лекарственным средствам, как к основному ассортименту", - говорит Колывагин.
По мнению Лавровой, нововведение не приведет к снижению цен.
ЧТО ОСТАНЕТСЯ АПТЕКАМ?
По поводу того, как отразится инициатива регулятора на аптеках, мнения опрошенных экспертов расходятся. По словам Власенко, приход на рынок торговли безрецептурных лекарств, которые генерируют основной поток выручки аптек, в значительно мере ударит по фармсетям.
"Продажа лекарственных средств имеет свою специфику, связанную как с ассортиментом, с выкладкой, так и с квалификацией продавцов. Не думаю, что отделы лекарственных средств в супермаркетах станут причиной закрытия аптек. Не стало же причиной закрытия детских магазинов включения в ассортимент супермаркетов детского питания", - в свою очередь считает Колывагин. Как добавляет Сорокин, аптеки могут разориться только в том случае, если их бизнес уже построен на продаже сопутствующих товаров, которые в полном ассортименте появятся в обычных магазинах по ценам более привлекательным, чем в аптеках. "В ближайшей перспективе происхождение этих двух событий одновременно маловероятно, кроме этого не нужно забывать, что аптека в головах публики ассоциируется с совершенно определенным форматом торговли и покупатели в раз не побросают свои любимые аптеки", - добавляет Сорокин.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.