МОСКВА, 22 июл - РИА Новости. ОАО "АвтоВАЗ" в августе может снова остановить конвейер на месяц - второй раз с начала 2009 года, этот шаг одобрен госкорпорацией "Ростехнологии", но пока не согласован с правительством Самарской области. Нынешняя остановка, в отличие от предыдущей, чревата цепью банкротств поставщиков АвтоВАЗа и серьезными проблемами для самого завода, пишет в среду газета "Коммерсант".
О том, что АвтоВАЗ с 3 августа может на месяц остановить конвейер, "Коммерсанту" сообщили источники на предприятии и ряд поставщиков. По их словам, сейчас складские запасы АвтоВАЗа составляют 85 тысяч нераспроданных машин (нормой до кризиса считалось 50-60 тысяч машин), и за счет остановки работы конвейера завод рассчитывает снизить их наполовину. Информацию о возможной остановке конвейера "Коммерсанту" подтвердили глава профсоюза, член совета директоров "АвтоВАЗа" Николай Карагин, а также в пресс-центре завода. Впрочем, в пресс-центре подчеркнули, что приказа об остановке пока нет и "это лишь один из возможных вариантов".
Издание отмечает, что это будет уже вторая месячная остановка "АвтоВАЗа" с начала года - завод не работал с конца декабря до начала февраля. Тогда ему удалось снизить запас на 20 тысяч автомобилей (со 100 тысяч до 80 тысяч машин). После того как завод возобновил производство в феврале, он планомерно снижал загрузку и сейчас работает в минимальном темпе: 40 часов в неделю (до кризиса было 60 часов). Складской запас с весны при этом не только не снизился, но и незначительно вырос (на 5 тысяч машин).
По словам собеседников "Коммерсанта" на "АвтоВАЗе", его остановка в августе уже согласована с акционером завода - госкорпорацией "Ростехнологии" (она владеет блокпакетом акций "АвтоВАЗа", но фактически управляет заводом). Проверить это газете не удалось - телефон представителя госкорпорации Валерия Картавцева во вторник не отвечал. С правительством Самарской области остановка пока не согласована, говорят собеседники "Коммерсанта". Исполнительный вице-президент "АвтоВАЗа" Игорь Комаров в среду обсудит ситуацию с губернатором Владимиром Артяковым и министром промышленности Владиславом Капустиным (оба ранее работали на "АвтоВАЗе" на руководящих должностях). Капустин вчера подтвердил "Коммерсанту" факт сегодняшней встречи с Комаровым, но ее детали обсуждать не стал.
Одобрить остановку конвейера чиновникам будет непросто, считает аналитик ИФК "Метрополь" Михаил Пак. Это чревато социальной напряженностью во всем регионе, поскольку речь идет о прекращении работы не только "АвтоВАЗа", но и его поставщиков. После февральской остановки президент завода Борис Алешин признавался "Коммерсанту": длительные остановки конвейера опасны тем, что поставщики завода в результате "могут попросту не запуститься". Алешин пояснял, что у большинства поставщиков "АвтоВАЗ" является основным потребителем и в отсутствие его заказов контракты других производителей (группа ГАЗ, "КамАЗ" или ОАО "Соллерс") не позволяют поставщикам "обслуживать свою экономику".
Опрошенные "Коммерсантом" поставщики вчера отказались официально обсуждать грядущую остановку конвейера "АвтоВАЗа", сославшись на то, что никаких документов на эту тему пока не видели. Неофициально они напоминают лишь, что из-за введения вексельной схемы расчетов с "АвтоВАЗом" (когда векселями оплачивалось 70% закупок, а деньгами - только 30%) у поставщиков и так произошло вымывание оборотного капитала. "АвтоВАЗ" пообещал перейти на денежные расчеты с поставщиками, но только с теми, кто согласится на снижение отгрузочных цен на 10%. Все это вкупе с возможной остановкой может привести к банкротству "ряда производителей автокомпонентов", говорит представитель группы СОК Дмитрий Румянцев. Это чревато проблемами для самого АвтоВАЗа, который рискует остаться без части поставщиков, соглашается Пак.
Аналитики уже говорили, что с осени "может начаться череда банкротств в автопроме - вопрос в том, с кого она начнется: с "АвтоВАЗа" или поставщиков".
В любом случае, продолжает Михаил Лямин из Банка Москвы, уже понятно, что топ-менеджмент завода не сдержит свое обещание вывести "АвтоВАЗ" на безубыточный уровень к концу 2009 года (о подобных планах 2 июля заявил вице-президент по экономике и финансам Олег Лобанов). Завод закончил с убытком 2008 год (25 миллиардов рублей), при том что неудачен для него был только четвертый квартал, а сейчас "ситуация стабильно тяжелая весь год", поясняет Лямин. Во всяком случае, та стабилизация российского авторынка, о которой заговорили дилеры, видимо, на "АвтоВАЗе" не сказывается, говорит Лямин. Впрочем, в июне продажи "АвтоВАЗа" падали медленнее рынка - на 41% против 56%.
Ранее сообщалось, что основные производства "АвтоВАЗа" сейчас работают ежедневно в одну восьмичасовую смену, каждый сотрудник при этом работает по две недели в месяц, которые оплачиваются полностью, а за двухнедельный простой "АвтоВАЗ" платит ему две трети средней зарплаты.
Ранее компания сообщала, что с 1 сентября текущего года по 28 февраля 2010 года вводится режим неполной рабочей недели, выпуск автомобилей будет осуществляться пять дней в неделю в одну смену продолжительностью восемь часов, для персонала установлены графики сменности по 20 часов в неделю.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.