Г.Тосунян: Совместно с Росфинмониторингом и «Банком России» мы проделали значительную работу по совершенствованию законодательства в сфере ПОД/ФТ

Москва, 29 апреля. /МФД-ИнфоЦентр, MFD.RU/

«За прошедший год нам удалось совместно с Росфинмониторингом и Банком России проделать значительную работу по совершенствованию действующего законодательства в сфере ПОД/ФТ», - сказал президент АРБ Гарегин Тосунян 28 апреля 2009 г. на VII ежегодной Международной научно-практической конференции «Совершенствование противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма в условиях международного финансового кризиса».

Однако многие проблемы пока еще так и не нашли своего решения. Кроме того, появились и новые вопросы, продолжал Г.Тосунян.

Так, серьезную обеспокоенность АРБ вызвали вопросы реализации письма «Банка России» от 01.11.2008 № 137-Т «О повышении эффективности работы по предотвращению сомнительных операций». В Письме № 137-Т кредитным организациям было рекомендовано обращаться в Федеральную таможенную службу в целях проверки достоверности сведений, содержащихся в таможенных декларациях, представляемых юридическими лицами – резидентами.

Письмом от 23 декабря 2008 г. "Об организации рассмотрения запросов кредитных организаций о подтверждении фактов оформления таможенных деклараций" ФТС России со ссылкой на Письмо Банка России № 137–Т установило для кредитных организаций платный порядок проверки указанных сведений в ГНИВЦ ФТС России.

В этой связи Ассоциация российских банков обратилась за разъяснениями о правомерности предъявления требования о платном исполнении рекомендаций «Банка России». В своем ответе «Банк России» поддержал позицию АРБ, указав, что Письмо 137-Т не является нормативным актом Банка России либо официальным разъяснением Банка России, не содержит норм права и доведено до сведения кредитных организаций в целях оказания практической помощи кредитным организациям по выявлению в деятельности своих клиентов операций, которые, возможно, совершаются с целью легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Кроме того, в ответе «Банка России» подчеркивается, что кредитные организации самостоятельно определяют полноту применения рекомендаций, содержащихся в письме № 137-Т, в зависимости от специфики своей деятельности.

Однако в Ассоциацию российских банков поступает информация о том, что некоторые территориальные учреждения Банка России требуют от кредитных организаций безусловного выполнения Письма № 137-Т.

В этой связи Ассоциация российских банков направила соответствующие обращения во все территориальные учреждения Банка России с просьбой учесть позицию Банка России о порядке применения рекомендаций, содержащихся в Письме № 137-Т.

Вместе с тем, Ассоциация российских банков полагает необходимым решить рассматриваемую проблему на законодательном уровне. В этих целях специалистами АРБ подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», направленных на устранение разногласий, возникающих между банками и территориальными учреждениями «Банка России», по вопросам обязательности применения положений указаний оперативного характера «Банка России».

Одним из приоритетов в деятельности АРБ, продолжал Г.Тосунян, стал поиск решения проблемы практической неисполнимости положений Федерального закона от 28.11.2007 г. № 275-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В связи с этим, а также с учетом проводимой в настоящее время работы по уточнению Федерального закона № 115-ФЗ, в том числе, в части изменений, внесенных Законом № 275-ФЗ, «Банк России» в связи с обращениями Ассоциации неоднократно издавал письма, в соответствии с которыми территориальным учреждениям «Банка России» было рекомендовано применять только предупредительные меры воздействия к кредитным организациям, допустившим нарушения требований Закона № 115-ФЗ в части изменений, внесенных Законом № 275-ФЗ. В настоящее время мораторий продлен до 1 ноября 2009 г.

При этом следует отметить, что итогом работы по этому направлению стали поправки к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Данный закон принят 25.03.2009 Государственной Думой ФС РФ, но в настоящее время в рассматривается Согласительной комиссией, созданной в связи с его отклонением Советом Федерации. В случае принятия указанного закона после завершения всех законодательных процедур соответствующие нормы, как предполагается, вступят в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования этого федерального закона.

Комитет АРБ по вопросам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (напоминаю: ассоциированными членами Комитета являются Банк России и Росфинмониторинг) завершает разработку Типовых правил внутреннего контроля, принятие которых позитивно отразится на организации деятельности банков в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Ассоциация российских банков, сказал в заключение президент АРБ, будет продолжать свою работу, направленную на совершенствование правового регулирования участия банковского сообщества в противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, при этом обращая особое внимание учету условий международного финансового кризиса.

Комментарии отключены.