Объемы выпуска российскими региональными и местными органами власти (РМОВ) долговых обязательств растут, сообщается в отчете международного рейтингового агентства Standard & Poor's "Региональные и местные органы власти в России: обзор сектора", поступившем в МФД-ИнфоЦентр.
"S&P ожидает быстрого роста числа эмитентов и объема выпускаемых долговых обязательств, поскольку потребности регионов и муниципальных образований в развитии инфраструктуры велики, а уровень долга РМОВ низок", - отметил кредитный аналитик S&P Борис Копейкин.
Экономический подъем в регионах, как правило, ведет к росту доходов, несмотря на их перераспределение между бюджетами различных уровней. Тем не менее давление текущих расходов, связанное с повышением заработной платы в общественном секторе и увеличением цен на топливо, увеличивается. В целом же сохраняются неплохие финансовые показатели, отмечается в отчете.
Другая тенденция, которая просматривается в ближайшем будущем, - растущая зависимость регионов от федеральных бюджетных ссуд. Недавно федеральное правительство снова приняло решение о продлении сроков погашения и даже списании некоторых бюджетных ссуд, полученных регионами из федерального бюджета. Такая политика мотивирует регионы более активно полагаться на бюджетные ссуды и ослабляет кредитную дисциплину, подчёркивает S&P.
В свою очередь, основным источником покрытия дефицита местных бюджетов остаются бюджетные ссуды из региональных бюджетов. В некоторых регионах, например Московской области ("ВВ-/стабильный/-"), объем бюджетных ссуд, привлекаемых муниципальными образованиями в течение года, зачастую сравним с объемом их бюджетных доходов, считает агентство.
Согласно проекту закона, одобренному Государственной Думой РФ, с 2005 г. произойдет важное изменение процедуры избрания губернаторов. Если в настоящее время губернаторы субъектов Российской Федерации избираются населением, то в дальнейшем они будут избираться региональными законодательными собраниями по представлению президента страны, отмечается в отчете.
"Существует определенный риск, что эти изменения повредят преемственности экономической, финансовой и долговой политики регионов, а также негативно отразятся на инвестиционном климате и качестве управления", - добавил Б.Копейкин.
РМОВ продолжали повышать финансовую прозрачность, публикуя более подробные (и более качественные) финансовые данные на своих веб-сайтах, принимая долгосрочные концепции управления долгом, совершенствуя казначейское исполнение бюджетов и внутренние системы выравнивания. Важно отметить, что во многих ведущих российских РМОВ уже началась институциализация этих нововведений.
По мнению S&P, кредитоспособность российских РМОВ будет улучшаться и далее, но в ближайшие два-три года темпы замедлятся под влиянием растущей нагрузки по выплате заработной платы в общественном секторе, сильных тенденций к централизации доходов и принятия решений, замедления экономического роста и дальнейшего реформирования межбюджетных отношений.
Комментарии отключены.