Отказ от политики Правительства РФ по сдерживанию непроцентных расходов федерального бюджета неминуемо снизит темпы промышленного роста в Москве. Об этом говорится в сообщении пресс-службы Минфина России, поступившем в МФД-ИнфоЦентр.
В 90-х гг. федеральный бюджет страны исполнялся с дефицитом, а правительство РФ ежегодно принимало от международных финансовых организаций кредиты на покрытие кассового разрыва. Именно в данный период темпы снижения промышленного роста в Москве существенно опережали общероссийские - на 25%. В частности, в 1992 г. индекс промышленного производства в России снизился до 82%, а в Москве до 76% (разница 6%) по сравнению с предыдущим годом. В 1995 г. отставание составляло уже 16%. Это свидетельствовало о большей зависимости Москвы по сравнению с другими регионами от макроэкономической ситуации в стране в целом. Кризис 1998 г., произошедший в результате ошибочной федеральной бюджетной политики, таким образом в большей степени затронул именно Москву, которая во время ее проведения развивалась медленнее. В результате дефолт подтвердил, что опыт крепкого хозяйственника в промышленно развитом регионе не может заменить грамотную с точки зрения макроэкономики политику в стране в целом.
В посткризисный период исполнение бюджета с профицитом явилось основным фактором макроэкономической устойчивости. В результате чего ежегодно снижалась инфляция, повышалось доверие к рублю и сохранялись высокие темпы экономического роста. Улучшение макроэкономических условий в конце 90-х гг. позволило Москве достичь среднего по стране роста промышленного производства, а впоследствии и обогнать его. Так, по итогам 2001 г. индекс промышленного производства в России составил 105%, а в Москве - 109%. В 2003 г., с созданием в России Финансового резерва, промышленный рост в Москве достиг 110.4%, тогда как общероссийский уровень составил лишь 107%. То есть нынешняя макроэкономическая политика положительно сказалась на Москве даже в большей степени, чем на стране в целом.
Призыв московских властей отказаться от политики правительства РФ по аккумулированию сверхдоходов от продажи нефти в Стабилизационном фонде свидетельствует о недостаточном понимании руководством столицы макроэкономических процессов, сложившихся в России к настоящему времени.
Подобная экономическая безграмотность, как показала экономическая история последних лет, обязательно ударит по самой Москве и по стране в целом.
Создание Стабилизационного фонда в России было связано с необходимостью "охлаждения" инфляции, перегретой высокими ценами на нефть и стремительным ростом денежной массы от нефтяных сверхдоходов. Именно эти доходы, не подкрепленные ростом производства, приводят к росту цен, что уже многие годы мешает росту экономики страны. Кроме того, Стабфонд является ключевым фактором, который обеспечивает стабильность курсовой политики государства - одного из решающих условий развития экономики. И именно стерилизация денежной массы через налоги на нефтяные сверхдоходы, направляемые в Стабфонд, является базой для регулирования не только курса рубля по отношению к доллару, но и инфляции.
В том случае, если внешнеэкономическая конъюнктура ухудшится, то наличие Стабилизационного фонда позволит государству не только выполнить все свои бюджетные обязательства в период не менее 2 лет и обеспечить продолжение роста экономики на уровне не менее 4% в год, но и не допустить возможности нового дефолта. Таким образом, бескризисное развитие экономики России на протяжении ряда лет обеспечит стабильное повышение жизненного уровня в Москве и в стране в целом на длительный период.
Комментарии отключены.