Вчера президент Boeing Гарри Стоунсайфер и министр промышленности России Виктор Христенко подписали меморандум о сотрудничестве. Он предполагает, что до 2010 г. Boeing разместит в России заказы на сумму 2.5 млрд долл. В частности, по словам Стоунсайфера, российские специалисты будут участвовать в разработке новых технологий для Dreamliner 7E7, который начнет выпускаться в 2007 г. Но большая часть заказов придется на закупки титановых полуфабрикатов у Верхнесалдинского металлургического производственного объединения (ВСМПО), с которым Boeing заключит новый контракт. "Мы будем поставлять не только слитки титана, но и штампованные изделия", - говорит председатель совета директоров ВСМПО Вячеслав Брешт. Нынешний контракт отличается от предыдущего значительным ростом объема поставок. Точных цифр стороны не раскрывают. "Из тех 2.5 млрд долл., о которых заявила американская компания, не менее половины приходится на наш контракт", - говорит Брешт.
По словам В.Христенко, Boeing также намерен работать с Центральным аэрогидродинамическим институтом (ЦАГИ), Всероссийским институтом авиационных материалов (ВИАМ), компаниями IBS и Parallel Grafics, разрабатывающими программное обеспечение. "ЦАГИ - один из лучших в мире разработчиков самолетных крыльев, а ВИАМ разрабатывает авиакомпоненты из титана, - говорит замдиректора ОАО "Туполев" Александр Затучный. - Boeing старается использовать лучшие наработки российских специалистов и их дешевую рабочую силу", пишет газета "Ведомости".
Гендиректор компании "Люксофт", входящей в группу IBS, Дмитрий Лощинин говорит, что его компания разрабатывает для Boeing компьютерные программы для проектирования самолетов, отслеживания поставок запчастей и работы с заказчиками. "Boeing действительно наращивает сотрудничество с российскими компаниями, - говорит Д.Лощинин. - Как глобальная компания, она стремится максимально использовать ресурсы разных стран. Российский ресурс - это программисты и инженеры". Представители Boeing говорят, что пока контракты с российскими поставщиками помимо ВСМПО составляют от "нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов долларов в год", но будут расти. Компания также будет искать новых партнеров в России.
Министр промышленности В.Христенко заявил, что хочет также видеть Boeing в качестве партнера и инвестора Объединенной авиастроительной корпорации, в рамках которой Минпромэнерго собирается объединить все российские авиастроительные активы. "Перспективы отечественного авиапрома связаны с участием иностранного капитала в авиастроительных предприятиях", - заявил министр. А руководитель Федерального авиакосмического агентства Юрий Коптев заявил, что в зависимости от участия Boeing в развитии российского авиапрома будет решаться вопрос о снижении пошлин на ввоз в Россию иностранных самолетов. Ю.Коптев не пояснил, что имел в виду, но заявил, что какое-то решение по вопросу пошлин на самолеты может быть принято в конце I полугодия будущего года.
"Российский титан дешев, поэтому Boeing его покупает, в остальные проекты я не верю. Американцам не нужны наши инженеры и технологии, - считает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. - 2.5 млрд долл. - это декларация, чтобы добиться от российского правительства снижения пошлин и контрактов на закупку самолетов". Он считает заявления Boeing ответом на действия Европейской аэрокосмической корпорации EADS, которая взяла курс на партнерство с Россией - размещает здесь заказы и собирается купить долю в НПК "Иркут".
Американская Boeing - крупнейшая аэрокосмическая корпорация мира. В прошлом году компания уступила лидерство по продажам самолетов европейскому Airbus. Надежды восстановить лидерство Boeing связывает со своей новой разработкой - самолетом Dreamliner 7E7, основанным на применении композитных материалов и новых технологий. Выручка Boeing за 9 месяцев 2004 г. - 39.2 млрд долл.
Комментарии отключены.