"Транснефть" назвала цену, которую нефтяникам придется заплатить за прокачку нефти по будущей трубе Восточного проекта. К декабрю правительство обещало окончательно определиться с маршрутом трубы. Расчеты по Восточному нефтепроводу основывались на тарифе в 47 долл. за тонну. А после того как "Транснефть" расплатится с привлеченными на проект кредитами, тариф может снизиться как минимум в 2 раза, сказал президент компании Семен Вайншток.
Вице-президент монополии Сергей Григорьев пояснил, что 47 долл. - предельный тариф, на который ориентировалась монополия. "Мы обратились к нефтяникам и попросили посчитать, какой максимальный тариф может их устроить при цене нефти 25 долл. за баррель, и нам назвали эту цифру", - пояснил он. Григорьев утверждает, что тариф может быть ниже: "Все будет зависеть от цены проекта, сроков его окупаемости и объемов прокачки",- пишет газета "Ведомости".
Но нефтяники опасаются, что труба не заполнится и платить придется больше. "На первом этапе труба точно не будет полностью заполнена, и тариф будет еще примерно на 50% выше", - полагает сотрудник одной из крупнейших нефтяных компаний. Его коллега из другой компании отмечает, что при цене нефти 25 долл. за баррель при таком тарифе рентабельность поставок на экспорт будет сравнима с внутренними. Впрочем, оба они считают, что трубопровод необходим. А сотрудник третьей нефтяной компании называет проект "пустой затеей": "Там нет нефти на такие объемы, и, прежде чем обсуждать тарифы, надо получить гарантии прокачки". Он поясняет, что налоговая система и дело "ЮКОСа" не стимулируют компании увеличивать добычу, а месторождения, на которые рассчитана труба, еще не разведаны. "Чиновникам надо десять раз подумать о том, стоит ли строить эту трубу", - резюмирует он.
Чиновник Минэкономразвития говорит, что его министерство анализирует и альтернативные варианты. Так, РЖД предлагает транспортировать нефть по этому маршруту через БАМ и Транссибирскую магистраль и может снизить тариф в полтора раза до 40 долл. за тонну при росте объемов перевозок. Правда, он отмечает, что, по расчетам "Транснефти", средний тариф из Тайшета в Перевозную по трубе будет порядка 38 долл. за тонну.
Представитель РЖД подтверждает, что его компания готова снизить тарифы на дальневосточном направлении примерно до 40 долл. уже с января. Но ключевым условием для этого должно стать решение правительства о дерегулировании тарифов на железнодорожные перевозки нефти и нефтепродуктов.
Эксперты считают тариф в 47 долл. высоким, но приемлемым для нефтяников. "Это примерно в три раза выше среднего по системе, - констатирует аналитик "Атона" Дмитрий Лукашов. - Но труба выгоднее железной дороги, ведь там придется платить еще и за перевалку". Эксперт ARGUS Александр Ершов добавляет, что "при нынешних ценах на нефть желающие транспортировать сырье за 47 долл. за тонну найдутся, но если цены будут снижаться, то и маршрут станет менее выгодным". А перевозка тонны нефти по железной дороге в этом направлении, по оценке Ершова, при нынешних тарифах обошлась бы порядка 60 долл., что нерентабельно или на грани рентабельности, - говорит он. - Но при значительных объемах и решении правительства РЖД сможет предоставить спецставку".
Государству принадлежит 75% "Транснефти" (100% голосов). В 2003 г. компания транспортировала около 400 млн т нефти, ее выручка по МСФО в 2003 г. составила 114.16 млрд руб., чистая прибыль - 30.56 млрд руб. Минувшим летом "Транснефть" направила на госэкспертизу проект строительства Восточного нефтепровода из Тайшета в тихоокеанскую бухту Перевозная (неподалеку от Находки) мощностью 80 млн т нефти в год и длиной 4188 км. Средний тариф "Транснефти" составляет 4 долл. за 1 т нефти на 1000 км.
Комментарии отключены.