Москва, 20 ноября. /МФД-ИнфоЦентр, MFD.RU/
Рост ВВП по итогам 2008 года составит 7.4%, а в 2009 году – 3%, такие данные содержатся в докладе о развитии конкурентоспособности в условиях мирового финансового кризиса, который был подготовлен рабочей группой Госсовета. Об этом пишут "Ведомости".
Доклад был представлен на заседании Госсовета, прошедшем на текущей неделе в Ижевске, его представил губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский.
Как отмечают авторы документа, в условиях преодоления последствий финансового кризиса "в наибольшей степени может пострадать основа будущего развития - инвестиции в основной капитал". В 2009 году сумма выплат частного сектора по внешним долгам превысит 100 млрд долл., а при сохранении "сжатия" на кредитном рынке единственным источником выплат станет чистая прибыль предприятий 2008 году, которая ориентировочно составит 240 млрд долл. Это сократит инвестиции на 20%, подсчитали в рабочей группе. Еще примерно на 30% источники инвестиций могут сократиться за счет необходимости в те же сроки погашать задолженность по кредитам банкам-резидентам и финансировать оборотные средства. Между тем уровень ликвидности банковской системы упал до отметки, соответствующей показателям кризиса 1998 года, говорится в докладе (середина 2007 года – 29%, 1998 год – 8%, октябрь 2008 года –10%).
Инвестиционный спрос в первую очередь сократится в обрабатывающих отраслях (производство пищевых продуктов, текстильное, швейное, кожевенное производство, деревообработка, стройматериалы, машиностроение) и сельском хозяйстве. Замедление темпов прироста может составить 7-12% процентных пунктов, предполагается в докладе. Меньше других кризис скажется на инвестициях в тех видах деятельности, в которых преобладает бюджетное финансирование: оборонно-промышленный и транспортный комплекс, госуправление, образование, здравоохранение и оказание соцуслуг. Здесь инвестиционная активность снизится на 1.9 процентного пункта в 2008 году и до 4.2 процентного пункта в 2009 году.
Как будут расти цены, в докладе точного ответа нет. С одной стороны, снижение цен на углеводороды неизбежно замедлит рост денежного предложения, а подешевевшее в мире продовольствие снизит импорт инфляции. С другой - прогнозируемое отрицательное сальдо счета текущих операций, ослабив российский рубль, приведет к повышению темпов инфляции. Скорее всего, победит негативная тенденция, думают разработчики доклада.
Издержки будут расти вместе с процентными ставками, оборотные средства окажутся в дефиците, предложение товаров сократится - все это приведет к росту цен. Быстрее всего цены вырастут на продукты, товары и услуги первой необходимости. В остальных товарных группах инфляция будет ниже из-за ограничений платежеспособного спроса, которые появятся благодаря снижению зарплаты и сокращению объемов производства. По расчетам главного экономиста "Тройки диалог" Евгения Гавриленкова, в первом квартале 2009 г. стоит ожидать "двузначную инфляцию" в годовом темпе - 12-13%, но по итогам года при правильной политике она может составить менее 10%.
Ослабление рубля сделает дороже импортное оборудование, что ударит по сборочным производствам, которые используют импортные комплектующие и сырье. Дефицит оборотных средств увеличит масштабы бартерных сделок, что тоже внесет свой вклад в раскрутку инфляционного маховика. Отечественная продукция станет дорогой и примитивной, смотрят в будущее эксперты рабочей группы Госсовета.
Сокращение экспорта ухудшит состояние транспорта, в том числе железнодорожного, поэтому "РЖД" станет увеличивать грузовые тарифы на перевозки и оплату за аренду инфраструктуры, что тоже увеличит издержки производителей, а дальше и инфляцию.
Поэтому в качестве антикризисной меры рабочая группа предлагает повышать регулируемые цены и тарифы не так быстро, как это предполагалось до кризиса (план - на 12.5-14% с 1 января 2008 года, окончательно их должны утвердить в декабре).
В 2009 году тарифам естественных монополий расти высокими темпами не нужно, ведь цены на нефтепродукты снизятся и темпы роста экономики - тоже. "Мы были готовы внести предложения по снижению темпов роста тарифов "РЖД" на грузоперевозки на 2009 год, - рассказал президент "РЖД" Владимир Якунин, - но пока так и не получили от производителей ответных предложений по снижению цен". По его словам, на просьбу откликнулся только "Трансмашхолдинг".
Не доберет свое и бюджет. При ценах в 60 долларов за баррель федеральный бюджет может получить дефицит. В случае падения цены до 50 долларов дефицит превысит 1% ВВП. Надо проводить дополнительную эмиссию государственных ценных бумаг, говорится в докладе, чтобы снять острую напряженность бюджетной системы.
Торговый баланс сократится быстро. Из-за падения нефтяных цен подешевеет 80% российского экспорта - газ, нефтепродукты, металлы, удобрения. Номинальные объемы экспорта могут быть ниже прогноза базового сценария социально-экономического развития на 52.5 миллиарда долларов в этом году и на 108. 5 миллиарда долларов - в 2009 году.
Эксперты рабочей группы Госсовета предполагают, что ситуация может еще больше ухудшиться при "ценовом шоке" (резкое падение цен на нефть) и "кредитном шоке" (сокращение объемов кредитования). Если события будут развиваться в рамках таких "кризисных" сценариев в "сочетании с недостаточной эффективностью мер" правительства, Россию могут ждать большие неприятности, указывается в докладе: могут возникнуть "инфляционно-дефляционная спираль", стагнация экономики и полномасштабный кризис в национальной финансовой системе.
Эксперты рабочей группы Госсовета говорят, что из-за мирового кризиса у российской экономики возникает "комплексный управленческий риск" - фактическая остановка реализации важнейших проектов в рамках отраслевых стратегий развития в 2010-2015 годах. Под нож кризиса может попасть инвестфонд и весь институт государственно-частного партнерства. "Необходимо оценить целесообразность дальнейшей реализации уже одобренных инвестпроектов на основе механизмов частно-государственного партнерства", - говорится в докладе. А управление созданием и работой особых экономических зон надо передать "специально отобранным управляющим компаниям-девелоперам".
Государство должно помогать не всем подряд, а только тем, кто больше других страдает от поддержания валютного курса, и поддерживать те секторы, где можно получить максимальный прямой эффект. Например, нужно активизировать формирование и реализацию программ развития госкорпораций, говорится в докладе. Высокопоставленный источник в правительстве оценивает доклад высоко: "Видно, что на его составление было потрачено много сил". Но он сомневается, что все выводы будут взяты на вооружение: помогать нужно не отраслям и госкорпорациям, а компаниям, которые отвечают определенным критериям. "Было бы неплохо, если бы члены рабочей группы попытались разработать эти критерии", - советует он.
Комментарии отключены.