РФ может сократить изъятие сверхдоходов нефтянки через пошлины - эксперт Минфина

ВН.РЕД.: Добавлена информация после второго абзаца МОСКВА, 24 окт - РИА Новости. Государство вполне может сократить изъятие сверхдоходов у нефтяных компаний через экспортные пошлины, однако переходить на двухнедельное установление пошлин представляется нецелесообразным, считает замначальника отдела таможенных платежей Минфина РФ Александр Сакович.

По словам Саковича, нефтяные компании должны обосновать необходимость оказания государственной поддержки: рассчитать, сколько требуется на модернизацию производств, и показать, каков объем собственных ресурсов для реализации программ совершенствования. "Объем же господдержки может составить разницу между затратами на модернизацию и финансовыми возможностями нефтяных компаний. Тут важен объем изъятий, а не фискальность", - сказал он.

В связи с этим Сакович недоумевает, зачем менять механизм расчета пошлины, если требуется корректировать формулу расчета, чтобы сократить изъятия.

Правительство РФ пересматривает пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов из России раз в два месяца по специальной формуле на основании предварительного двухмесячного мониторинга цены на российскую нефть марки Urals на мировых рынках. Однако в последний раз пошлина пересматривалась исходя из мониторинга за 17 дней (с 1 по 17 сентября): в связи с резким снижением цены на нефть в сентябре власть пошла на дополнительную помощь нефтяным компаниям.

В октябре завершается период мониторинга, на основании которого по закону устанавливается предельный размер пошлин на декабрь-январь текущего года. Однако продолжающееся снижение нефтяных цен активизировало дискуссию о возможности изменения графика установления пошлин.

Так, директор департамента нефтегазового комплекса Минэнерго РФ Виталий Караганов накануне сообщил, что экспортная пошлина на нефть с 1 декабря 2008 года может быть установлена на основании двухнедельного мониторинга цены. Он отметил, что сейчас активно решается вопрос по переходу на двухнедельный мониторинг цены, а также рассматривается возможность перехода на режим "онлайн".

КУДА УХОДИТ ПРИБЫЛЬ? Однако, по словам Саковича, ни официальных предложений о переходе на двухнедельное установление пошлины, ни поручений проработать этот вопрос в Минфин не поступало. "Введение с 1 декабря нового порядка исключено, потому что этот порядок устанавливается законом, и так просто за месяц закон не изменишь", - сказал он.

Даже по существующему порядку расчета размер пошлины с декабря снизится на основании мониторинга цены на нефть в сентябре-октябре, отметил он.

С 1 октября ставка пошлины на вывоз сырой нефти из РФ установлена на уровне 372,2 доллара за тонну, на вывоз светлых нефтепродуктов - 263,1 доллара за тонну, темных - 141,7 доллара за тонну.

Однако, продолжил он, в течение предшествующих снижению цен полутора лет ситуация была как раз обратная: цена на нефть росла, а пошлина менялась с тем же самым временным лагом, то есть рост пошлины запаздывал по сравнению с ростом нефтяных цен.

В частности, Сакович напомнил про ситуацию в июне-июле текущего года, когда пошлина устанавливалась из расчета цены на нефть в 102 доллара за баррель, а фактическая средняя цена была 130-140 долларов за баррель. "Я не торговец нефтью, но я не понимаю, куда они вложили накопленные средства?" - задал риторический вопрос Сакович.

По его экспертной оценке, в предыдущий год средняя чистая прибыль нефтяных компаний составляла 150 долларов за тонну сырой нефти, а в июне-июле 2008 года достигала 250 долларов за тонну. "А сейчас только первый месяц убытка", - указал он.

ОТ УНИФИКАЦИИ К СНИЖЕНИЮ Сакович полагает, что в таких условиях надо действовать поэтапно: сначала решить вопрос с унификацией ставок пошлин, а затем рассматривать вопросы снижения налогового бремени на нефтяную отрасль. Ранее сообщалось, что в Минфине считают возможным вернуться к единой формуле для "корзины" нефтепродуктов, либо рассчитывать ставку пошлины на нефтепродукты как 52-54 от ставки экспортной пошлины на нефть.

После того, как государство пошло на увеличение необлагаемого минимума при расчете ставки НДПИ на нефть (с 9 до 15 долларов с 2009 года), экспортные пошлины становятся фактически единственной возможностью дальше сокращать фискальные издержки компаний, сказал Сакович.

При этом, по мнению эксперта, соответствующие изменения в законодательство могут быть внесены не ранее 2011 года.

"Бюджет на ближайшие три года уже сверстан, и снижение налогового бремени возможно только после 2011 года", - привел он свои обоснования.

Если же сейчас пойти на изменение порядка установления пошлины, придется очень сильно изменить всю нормативно-правовую базу, указал Сакович. "А если цена на нефть в декабре пойдет вверх? Что будем делать? Если устанавливать пошлину раз в две недели, раз в месяц, он-лайн - с точки зрения доходов бюджета это ничего не даст", - сказал он, заметив, что в среднем по году изъятия не изменятся.

Сакович заметил, что при утверждении двухмесячного порядка пересчета нефтяных пошлин просчитывались временные возможности чиновников рассчитать ставки, согласовать соответствующий проект постановления, принять решение и официально его опубликовать. "На эту регламентную работу отводится сейчас месяц, и этот срок является оптимальным и минимальным", - подчеркнул он.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.