Правительство Российской Федерации на заседании 12 октября планирует рассмотреть проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2004 год" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации". Об этом сообщила пресс-служба правительства РФ.
Данный законопроект подготовлен во исполнение статей 213 и 260 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Основной целью законопроекта является обеспечение финансовыми ресурсами мероприятий, связанных с принятием в текущем году новых федеральных законов, других нормативных правовых актов, Указов Президента Российской Федерации и решений Правительства Российской Федерации, не предусмотренных Федеральным законом от 23 декабря 2003 года "О федеральном бюджете на 2004 год", приведением структуры федеральных органов исполнительной власти в соответствие с Указами Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года №? 314 и от 20 мая 2004 года №? 649. Кроме того, предлагаемые изменения в закон о федеральном бюджете на 2004 год в части перераспределения финансовых ресурсов позволят обеспечить сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации в 2004-2005 годах, эффективно использовать финансовую помощь из федерального бюджета, направив ее на финансирование социально-значимых расходов.
Параметры законопроекта базируются на показателях предварительной оценки исполнения федерального бюджета за 9 месяцев 2004 года и прогноза его исполнения до конца текущего года. При этом проектировки параметров представляемого законопроекта включают все изменения, произошедшие за январь-сентябрь 2004 года и отраженные в сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 2004 год за указанный период.
В течение 9 месяцев 2004 года расходы федерального бюджета уточнялись по основаниям, установленным статьями 35, 67, 86, 93, 94, 129, 133, 134 и 147 закона о федеральном бюджете на 2004 год, на общую сумму 39.77 млрд рублей.
Анализ исполнения доходной части федерального бюджета за 9 месяцев 2004 года и прогноз исполнения до конца 2004 года дают основание полагать, что в 2004 году в федеральный бюджет поступит дополнительных доходов до 531.0 млрд рублей.
Проектируемая оценка доходов федерального бюджета в 2004 году определена на основе уточненного прогноза основных параметров социально-экономического развития Российской Федерации в текущем году, а также фактического поступления доходов в федеральный бюджет за январь-август и ожидаемой оценки за сентябрь-декабрь текущего года.
Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура: рост цен на нефть марки Urals и мировых цен на газ, а также увеличение объемов экспорта и импорта послужили основной причиной увеличения ожидаемой оценки доходов федерального бюджета. Так из 541.6 млрд рублей превышения прогнозируемой оценки налоговых доходов в 2004 году над суммой налоговых доходов, утвержденной в федеральном бюджете на 2004 год, 429.1 млрд рублей приходится на налог на добычу полезных ископаемых и вывозную таможенную пошлину (142.6 млрд рублей и 286.5 млрд рублей соответственно). По налогам, зависящим от объема импорта, ожидается увеличение поступлений на 57.5 млрд рублей (по налогу на добавленную стоимость - на 34 млрд рублей, по ввозным таможенным пошлинам - на 22.2 млрд рублей, по акцизам, по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации - на 1.3 млрд рублей). Одновременно благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура негативно скажется на доходах федерального бюджета. Так, возмещение налога на добавленную стоимость по оценке вырастет на 64 млрд рублей, по сравнению с показателем, утвержденным в федеральном бюджете на 2004 год.
Общая благоприятная макроэкономическая ситуация повлияла на увеличение налогооблагаемой прибыли и, как следствие, на рост поступлений по налогу на прибыль организаций. По прогнозной оценке, в 2004 году ожидается увеличение данных поступлений на 22.6 млрд рублей.
На 19 млрд рублей ожидается увеличение поступлений от акциза на природный газ (в части погашения сумм по расчетам за 2003 год и погашения задолженности прошлых лет). Рост доходов связан с увеличением объемов оплаченного потребителями в четвертом квартале 2003 года природного газа, а также за счет погашения дебиторской задолженности за отгруженный газ российскими потребителями перед отдельными крупнейшими налогоплательщиками.
Кроме того, в оценке налоговых доходов учтены ожидаемые поступления по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов в сумме 16.5 млрд рублей.
Поступления от сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов ожидаются ниже суммы, заложенной в федеральном бюджете на 2004 год, на 2.8 млрд рублей.
Снижение ожидаемых объемов продажи подакцизного бензина автомобильного по сравнению с показателем, заложенным в расчет поступлений акциза на бензин автомобильный в бюджете на 2004 год, уменьшило оценку поступлений по данному налогу на 2.5 млрд рублей относительно утвержденной законом суммы.
По остальным налоговым доходам отклонения ожидаемого исполнения от сумм, утвержденных в федеральном бюджете, незначительны и в абсолютном выражении увеличивают налоговые доходы на 2.3 млрд рублей.
Прогнозируемое изменение объема поступлений неналоговых доходов федерального бюджета в 2004 году по сравнению с объемом, утвержденным законом, в основном, произошло по следующим причинам:
уменьшение объема перечисления прибыли Центрального Банка Российской Федерации на 2.2 млрд рублей;
уменьшение объема поступлений платежей при пользовании недрами, в том числе при выполнении соглашений о разделе продукции на 19.0 млрд рублей, в связи с уменьшением количества выданных лицензий на разработку месторождений по итогам проводимых конкурсов;
увеличение поступлений доходов от оказания услуг или компенсации затрат государства на 11.2 млрд рублей, связанного в основном с поступлением доходных источников, запланированных в рамках текстовых статей утвержденного закона, - доходов от проведения товарных интервенций из запасов Федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в сумме 6.0 млрд рублей (ст. 86), поступлений средств отчислений операторов связи в сумме 1.7 млрд рублей (ст. 67).
Оценка целевых поступлений в Стабилизационный фонд Российской Федерации составит 397.4 млрд рублей, что на 313.9 млрд рублей больше параметров, утвержденных законом. Из них, за счет налога на добычу полезных ископаемых - 141.5 млрд рублей, вывозных таможенных пошлин на нефть - 172.4 млрд рублей.
Общий объем увеличения расходов федерального бюджета на 2004 год (без учета "связанных" остатков, необходимости замещения недовозврата кредитов и ссуд, увеличения расходов в связи с дополнительным привлечением связанных кредитов, а также с учетом образовавшейся экономии и курсовой разницы внутри параметров утвержденного бюджета) оценивается в 48.6 млрд рублей.
Ключевые изменения осуществлены по следующим разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации:
"Международная деятельность" - 14.9 млрд рублей.
Основное увеличение расходов по разделу связано с необходимостью внесения корректировок в параметры Программы государственных внешних заимствований.
По ряду проектов, финансируемых за счет связанных кредитов, искусственное ограничение использования средств займов может привести к срыву поставок оборудования и увеличению издержек, связанных с использованием и обслуживанием кредитов. В первую очередь речь идет о финансировании производства спецтехники для подразделений ФСБ России и Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Кроме того, по двум проектам, непредусмотренным Программой государственных внешних заимствований на 2004 год, таким как финансирование закупки оборудования и оргтехники, телекоммуникации и связи по второму траншу для ФСО России и закупки научных приборов и оборудования для государственных научных центров и ведущих научных организаций Российской Федерации по первому контракту, заключенному Минпромнауки России с немецким экспортером на сумму около 17.0 млн долларов США, завершено оформление кредитов и начато их использование в 2003 году.
Вместе с тем, в связи с особенностями документарного оформления кредитов, их использование нашло отражение лишь в 2004 году, при этом в связи с отсутствием в Программе указанных кредитов, не были осуществлены поставки в полном объёме по упомянутым проектам.
Анализ хода исполнения Программы за январь - август 2004 года показывает, что использование кредитов, предоставленных внутри страны, составило 188.0 млн долларов США, что превышает плановые бюджетные показатели за указанный период на 11%.
Таким образом, внесение корректировок в Программу позволит ускорить реализацию определенных программой социально-экономического развития Российской Федерации приоритетов, диктующих необходимость завершения в максимально сжатые сроки финансирования проектов в социальной сфере, а также проектов, связанных с обеспечением безопасности государства.
При сокращении сроков реализации проектов удастся избежать дополнительных расходов федерального бюджета, связанных с удорожанием кредитов, и получения российскими заказчиками морально устаревшего оборудования.
Увеличение объемов финансирования позволит завершить в 2004 году реализацию ряда проектов, в том числе: "Строительство Мутновской ГеоЭС в Камчатской области", "Модернизация железнодорожного транспорта России", "Содействие структурной перестройке угольной промышленности", "Передача ведомственного жилого фонда", "Пилотный проект реформы здравоохранения", "Поддержка проведения реформы социальной защиты", федеральные компоненты проекта "Поддержка реформы в электроэнергетическом секторе".
В связи с договоренностью, достигнутой Главами Правительств Республики Белоруссия и Российской Федерации по итогам двусторонних встреч в рамках заседания Совета Министров Союзного государства 8-9 июня 2004 года, необходимо принять решение по вопросу о предоставлении Республике Белоруссия государственного кредита в размере 175.0 млн долларов США для финансирования части поставок в Республику Белоруссия российского природного газа и для обеспечения сбалансированности взаимной торговли Республики Белоруссия и Российской Федерации.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации договор о предоставлении Российской Федерацией государственного кредита Республике Белоруссия может быть заключен только после внесения соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете, т.е. увеличения предельного объема предоставления Российской Федерацией государственных кредитов и внесения изменений в Программу предоставления кредитов.
Указанный кредит будет использован в случае подписания соответствующего Межправительственного Соглашения и при условии исполнения Республикой Белоруссия обязательств по уплате процентных платежей и погашению основной суммы задолженности по ранее предоставленным кредитам.
Законопроектом также предусмотрены ассигнования на инвестиции в Республику Армения в сумме до 31.01 млн долларов США. Указанные расходы предполагается осуществить в счет досрочного погашения задолженности Республики Армения перед Российской Федерацией по основному долгу по ранее предоставленным кредитам.
"Сельское хозяйство и рыболовство" - 5.0 млрд рублей. Указанные ассигнования будут направлены на увеличение взноса Российской Федерации в уставный капитал Акционерного общества "Росагролизинг" с целью обеспечения сельхозтоваропроизводителей сельхозтехникой, путем своевременного заказа её у заводов-изготовителей.
"Культура, искусство и кинематография" - 0.39 млрд рублей. Дополнительные расходы предусмотрены на капитальный ремонт Музея Отечественной войны на Поклонной горе, а также на проведение первоочередных ремонтных работ здания, переданного Всероссийскому художественному научно-реставрационному центру им. Академика Грабаря.
"Средства массовой информации" - 0.54 млрд. рублей, в том числе на погашение кредита, предоставленного ВГТРК Сбербанком России в соответствии с кредитным договором от 7 декабря 2001 года - 0.5 млрд. рублей.
"Здравоохранение" - 1.68 млрд рублей. Дополнительные расходы по разделу предусмотрены:
на приобретение реанимобилей для Всероссийского центра медицина катастроф - 0.01 млрд рублей;
на приобретение дорогостоящих медикаментов для лечения гематологических и онкологических заболеваний у детей, для трансплантации печени и почек детям - 0.5 млрд рублей;
на приобретение медицинского оборудования для центральной клинической больницы и Клинической больницы №? 1 - 0.18 млрд рублей;
на приобретение реанимобилей для госпиталей ветеранов войны - 0.16 млрд рублей;
на приобретение медицинского оборудования для госпиталей ветеранов войны - 0.82 млрд рублей.
Источником указанного увеличения в сумме 1.5 млрд рублей будут средства, возвращенные в федеральный бюджет ЦИК России в связи с образовавшейся экономией по проведению выборов Президента Российской Федерации.
"Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы" -17.86 млрд рублей.
Предусмотренные по данному разделу дополнительные ассигнования планируется направить на:
реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - 6.3 млрд рублей;
увеличение доли федерального бюджета в Фонде софинансирование социальных расходов - 3.0 млрд рублей;
увеличение дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение сбалансированности их бюджетов - 6.6 млрд рублей;
предоставление дополнительных субвенций и субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на дорожное хозяйство -1.39 млрд рублей;
мероприятия по обеспечению жильем судей и прокуроров, участников подпрограммы "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф" - 0,57 млрд.рублей.
"Дорожное хозяйство" - 4.75 млрд. рублей.
Дополнительные расходы предусматриваются на финансирование строительства и исполнения сроков ввода в эксплуатацию объектов дорожной инфраструктуры и федеральных автомобильных дорог, в том числе КАД Санкт-Петербург (кольцевая автодорога).
Для обеспечения строительства и своевременного ввода объектов, имеющих важное социально-экономическое значение, настоящим законопроектом предусмотрены дополнительные государственные капитальные вложения в объеме 11.86 млрд рублей, которые предполагается направить на:
модернизацию и развитие стратегически важных для страны объектов производственной инфраструктуры, обеспечивающих бесперебойное функционирование объектов транспорта, водного хозяйства, таких как метростроение в гг. Санкт-Петербург и Казань, железнодорожная паромная переправа в Махачкалинском морском торговом порте, водозабор на р. Шкотовка г. Владивосток, объекты Азово-Донского бассейна, Волго-Балтийского водного пути, Канала им. Москвы, аэропорты в гг. Нальчик, Новосибирск, Хабаровск, Сыктывкар и других;
реконструкцию и строительство особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, таких как Государственная Третьяковская галерея г. Москва, Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова, Государственный Эрмитаж, Новосибирский государственный Академический театр оперы и балета, Ижевский государственный цирк, Государственный русский музей, Российская государственная библиотека;
завершение строительства объектов федеральных органов государственной власти и зданий судов, в том числе комплекса зданий Верховного суда Российской Федерации, здания Конституционного суда Российской Федерации, здания МВД России, объектов Федерального казначейства в регионах;
строительство объектов тылового и специального назначения, включая объекты инженерной инфраструктуры в Чеченской Республике, Карачаево-Черкесской Республике и Республике Дагестан;
реализацию мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий в Республиках Алтай и Ингушетия;
строительство объектов образования и здравоохранения в г. Беслане Республики Северная Осетия-Алания.
Исходя из изложенного выше, параметры федерального бюджета на 2004 год сложились по доходам в сумме 3273.8 млрд рублей, расходам - 2768.1 млрд рублей. Профицит федерального бюджета на 2004 год планируется на уровне 505.7 млрд рублей.
Комментарии отключены.