НРК обвинила менеджмент Аэрофлота в неэффективной работе

Национальная резервная корпорация (НРК), владеющая около 30% акций "Аэрофлота", обвинила менеджмент авиакомпании в неэффективной работе. Обсудить эти претензии НРК собирается на одном из ближайших заседаний совета директоров "Аэрофлота". Менеджеры с выводами миноритария не согласны. А аналитики предполагают, что НРК подводит "доказательную базу" для смены руководства "Аэрофлота".

НРК подготовила презентацию, в которой перечислены основные проблемы "Аэрофлота". В ближайшее время, как пояснил член совета директоров авиакомпании от НРК Леонид Душатин, этот документ будет направлен в совет директоров для обсуждения на одном из ближайших заседаний. В презентации НРК перечисляет семь "грехов" менеджмента "Аэрофлота": сокращение авиапарка со 111 самолетов в 2001 г. до 89 самолетов сейчас, низкая загрузка рейсов, неспособность аэропорта "Шереметьево" обслужить возрастающий пассажиропоток и неначавшееся строительство терминала "Шереметьево-3", снижение прибыльности "дочек" авиакомпании, проигрыш исков за рубежом, высокие расходы на дистрибьюцию билетов, а также неэффективное распоряжение недвижимостью.

Как пишет газета "Ведомости", Л.Душатин указывает, что "Аэрофлот" испытывает острую нужду в самолетах для поддержания и развития маршрутной сети. "Промедление с приобретением […] новых самолетов грозит потерей рынков", - предупреждает он. А в презентации говорится, что коэффициент пассажирской загрузки "Аэрофлота" составляет 70%. Это ниже, чем у иностранных конкурентов. Кроме того, НРК указывает, что этого недостаточно для прибыльной работы компании, если она лишится доходов за право пролетов иностранных авиакомпаний над Россией (в 2003 г. они составили 272.7 млн долл.).

"Мы сформулировали, с нашей точки зрения, основные проблемы "Аэрофлота", пути решения которых хотели бы обсудить на совете директоров, - поясняет Л.Душатин. - Это конструктивная критика, не направленная на решение каких-либо кадровых вопросов". "Мы надеемся, что совместными усилиями акционеров, совета директоров и менеджмента компании будут созданы условия для устранения отмеченных недостатков и рисков, препятствующих развитию компании", - добавляет он.

Но в "Аэрофлоте" критику НРК не считают конструктивной. "Это макулатура, направленная на дискредитацию авиакомпании, - негодует гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов. - Ни один пункт не соответствует действительности". А замдиректора "Аэрофлота" Сергей Харитонов называет лукавством тезис о снижении чистой прибыли "дочек" "Аэрофлота". "Они […] знают, что суммарные доходы от деятельности наших дочерних компаний выросли, поскольку они состоят не только из дивидендов, но и из management fee", - подчеркивает С.Харитонов.

Аналитики тоже указывают на надуманность ряда претензий НРК. Ольга Окунева из "Совлинка" считает, что в стагнации "Шереметьево" виновата не компания, а правительство. А Наталья Загвоздина из "Ренессанс Капитала" отмечает, что 70%-ная загрузка самолетов - высокий показатель, лишь немного отстающий от западных авиакомпаний. "Последние годы коммерческая загрузка постоянно росла, и "Аэрофлот" - не считая доходов от "роялти" - приближается к уровню безубыточности", - говорит она.

Н.Загвоздина отмечает, что из выявленных НРК проблем "Аэрофлота" менеджменту можно вменить высокие расходы на организацию системы продаж и управление недвижимостью. "Если "Аэрофлот" получает от аренды помещений 2 млн долл., а сам тратит на аренду офисов 9 млн долл. [как значится в презентации НРК] - это ненормально, - говорит аналитик. - Построив собственный офис, "Аэрофлот" решил бы эту проблему в короткие сроки".

Н.Загвоздина считает, что своими выводами НРК пытается аргументировать необходимость смены гендиректора "Аэрофлота" Валерия Окулова. "Скорее всего, конечная цель НРК - это действительно смена руководства Аэрофлота", - соглашается Марат Ибрагимов из "УралСиба". Чиновники пока не спешат поддерживать какую-либо из конфликтующих сторон. Один из членов совета директоров "Аэрофлота" от государства лишь отметил, что НРК пока не рассылала свой отчет членам совета. "Если они вынесут этот вопрос на рассмотрение, будем в нем детально разбираться", - обещает он.

"Аэрофлот" - крупнейшая в России авиакомпания, эксплуатирует 92 самолета, в том числе 27 "иномарок". За I полугодие 2004 г. "Аэрофлот" перевез более 3 млн пассажиров, на 20.3% больше, чем годом ранее. Доходы "Аэрофлота" за I полугодие по МСФО составили 879.2 млн долл. (рост 26.3%), чистая прибыль - 83.6 млн долл. (рост в 2.2 раза). Государству принадлежит 51.17% акций "Аэрофлота", Национальной резервной корпорации (НРК) - около 30%, примерно 10% акций контролирует менеджмент.

Другие новости

09.09.2004
11:28
ФРС США отмечает замедление роста экономической активности в США в июле-августе
09.09.2004
11:27
"РУСАЛ" рассматривает варианты создания транснациональной корпорации российского базирования
09.09.2004
11:21
"Невьянский цементник" за январь-август увеличил выпуск цемента на 25% до 725 тыс. т
09.09.2004
11:12
Объем золотовалютных резервов России на 3 сентября составлял 89.1 млрд долл. против 88.8 млрд долл. на 27 августа
09.09.2004
11:07
НРК обвинила менеджмент Аэрофлота в неэффективной работе
09.09.2004
10:58
"СУЭК" в рамках инвестпроектов на общую сумму 290 млн руб. вводит новые очистные забои на кузбасских шахтах "Октябрьская" и "Полысаевская"
09.09.2004
10:49
"Новосибирскэнерго" заключит договор с ЗАО "Коммерцбанк (Евразия)" о предоставлении кредитной линии на 10 млн долл
09.09.2004
10:42
Guardian Industries Corporation и администрация Ярославской области обсудили возможность инвестиций в размере 150 млн долл. в строительство завода в регионе
09.09.2004
10:34
ФСФР зарегистрировала отчет об итогах допвыпуска обыкновенных акций ОАО "Горно-обогатительная компания "Мураевня" объемом 70 млн руб
Комментарии отключены.