Депутаты вместе с пакетом законопроектов о замене натуральных льгот деньгами уже приняли в I чтении поправки, лишающие Москву и Московскую область федеральных субвенций за столичный статус

Москва должна "работать" столицей государства бесплатно, решило правительство и законодатели. Вместе с пакетом законопроектов о замене натуральных льгот деньгами депутаты уже приняли в первом чтении поправки, лишающие Москву и Московскую область 3.3 млрд руб. ежегодных федеральных субвенций за столичный статус.

По закону "О статусе столицы РФ", принятому в 1993 г., Москве и Московской области полагается ежегодная компенсация затрат на столичные функции. К столичным функциям закон относит, в частности, предоставление земли, зданий и жилищного фонда и оказание услуг федеральным органам госвласти, представительствам регионов, иностранным дипломатическим представительствам, а также участие в содержании федеральных автодорог общего пользования и других транспортных систем. Эти затраты города, а также затраты области на "содействие" Москве в осуществлении столичных функций по закону компенсируются за счет субвенций из федерального бюджета.

Еще 2 июля Госдума приняла в первом чтении 400-страничный правительственный пакет законопроектов о замене натуральных льгот деньгами. В этом же пакете обнаружились и поправки в закон о статусе столицы, отменяющие выделение субвенций для Москвы и области, отмечает газета "Ведомости".

Год назад вице-мэр Москвы Валерий Шанцев жаловался, что в течение четырех лет город выполнял столичные функции "практически бесплатно". Но начиная с 2000 г. федеральный бюджет вместо живых денег расплачивался с Москвой акциями предприятий на сумму примерно в 6 млрд руб. ежегодно (в бюджете 2004 г. она уменьшилась до 3.3 млрд). За эти годы столичное правительство получило из федеральной собственности акции семи предприятий, в том числе 49% акций косметического объединения "Свобода", 38% акций Тушинского машиностроительного завода, 60.88% акций ОАО "Аэропорт "Внуково". В прошлом году помимо акций Минфин перечислил Москве 6 млрд руб. живых денег на оплату расходов города.

А вот Московской области за 10 лет действия закона субвенций не доставалось ни разу, говорит чиновник областного Минфина на условиях анонимности. "В законе они конкретно не прописаны, поэтому мы их и не получали", - констатирует он.

"Из-за того что в Москве находится столица, повышается ее инвестиционная привлекательность, - объясняет логику отмены субвенций директор департамента Минфина Антон Силуанов. - Большое количество компаний имеют в Москве центральные офисы, у многих компаний здесь и центры прибыли, которая перетекает сюда из других регионов". В результате московский бюджет получает дополнительные налоговые доходы, и они, по мнению чиновника, "перевешивают те расходы, которые есть у Москвы как у столицы". В 2003 г. налоговые доходы столичного бюджета составили 263.9 млрд руб. Для сравнения - в Санкт-Петербурге в бюджет собрано всего 58.6 млрд руб.

Но столичные власти негодуют. "Субвенции Москве идут на компенсацию льгот федеральным чиновникам и на коммунальное хозяйство, обеспечивающее федеральные объекты", - возмущается чиновник московского департамента финансов. Он согласен, что с отменой части льгот должны уменьшиться и субвенции. "Но мусорить-то федеральные чиновники будут по-прежнему, так что полная отмена субвенций абсолютно неприемлема", - настаивает чиновник.

"Москву это никак не может устраивать", - констатирует Ильдар Габдрахманов, прошедший в Госдуму в группе "Москва" федерального списка "Единой России". Ко второму чтению (оно назначено на 2 августа) он готовится внести поправку, которая бы вернула федеральные субвенции столице. Сама же фракция, контролирующая большинство думских мандатов, пока не определила позицию. По словам вице-спикера от "Единой России" Вячеслава Володина, депутаты договорились подробно обсудить идею отмены субвенций накануне второго чтения, потому что им "хотелось бы услышать более подробную аргументацию Минфина".

С одной стороны, Москва выигрывает от увеличения налоговой базы благодаря столичным функциям, считает директор Центра фискальной политики Галина Курляндская, но и затрат на охрану, коммунальные услуги и обслуживание федеральных учреждений у Москвы гораздо больше, чем у других регионов. А руководитель лаборатории Института экономики переходного периода Илья Трунин говорит, что не видел "ни одних убедительных расчетов", обосновывающих доплату за столичные функции. Зампред бюджетного комитета Госдумы Сергей Штогрин (КПРФ) уверен, что "это Москва должна доплачивать всем регионам": именно благодаря столичным функциям городской бюджет получает в несколько раз больше налогов как с госучреждений, так и с частных компаний и физических лиц. "Эти доходы с лихвой перекрывают федеральные субвенции", - убежден он.

Другие новости

20.07.2004
11:15
Боливия национализирует нефтегазовую промышленность и недра
20.07.2004
11:05
"Русский Банк Развития" за I полугодие увеличил чистую прибыль до 76.6 млн руб., что на 30% превышает объем прибыли за весь 2003 г
20.07.2004
10:54
"Стройтрансгаз" в консорциуме с румынской Petromservice победил в тендере на право строительства газопроводов и газораспределительных станций в румынском уезде Suceava
20.07.2004
10:43
По мнению аналитиков ИФ "Олма", рынок акций технически готов к продолжению роста
20.07.2004
10:33
Депутаты вместе с пакетом законопроектов о замене натуральных льгот деньгами уже приняли в I чтении поправки, лишающие Москву и Московскую область федеральных субвенций за столичный статус
20.07.2004
10:21
Компания "РТКомм" завершила регистрацию ООО "РТКомм-Юг", представительства в Южном федеральном округе
20.07.2004
10:08
Компания "ТрансТелеКом" с начала года выплатила "РЖД" за аренду линий связи более 3 млрд руб
20.07.2004
09:57
Российские учредители ТНК-BP в ближайшую неделю передадут Deutsche Bank право требования акций британской BP на сумму 3.75 млрд долл., получив в обмен деньги с небольшим дисконтом
20.07.2004
09:50
Авиакомпания Delta Air Lines получила чистый убыток во II квартале в 1.96 млрд долл. против прибыли в 184 млн долл. годом ранее
Комментарии отключены.