Национальный инвестиционный совет: Поспешная либерализация валютного режима может нанести жестокий удар по экономическому росту и платежеспособности России

Москва, 23 марта. /МФД-ИнфоЦентр/

С учетом потребности страны в инвестициях и средствах для погашения внешнего долга предлагаемые меры по либерализации валютного режима способны нанеси жесточайший удар по перспективам экономического роста и платежеспособности России. Такое мнение высказал председатель попечительского совета Национального инвестиционного совета (НИС), директор Института международных экономических и политических исследований РАН Александр Некипелов, выступая 19 марта 2001 года на расширенном заседания Президиума НИС. Он подчеркнул, что с целью усиления денежных функций рубля было бы целесообразно постепенно довести обязательную продажу валютной выручки до 100%.

В открытом заседании НИС приняли участие известные ученые, депутаты Госдумы РФ, руководители коммерческих банков, предприниматели, независимые эксперты. Среди них: заведующая сектором Института Европы РАН Ольга Буторина, генеральный директор фонда "Бюро экономического анализа" Леонид Григорьев, заместитель директора ИМЭПИ РАН Руслан Гринберг, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин, заместитель председателя правления ОАО "Газпром" Сергей Дубинин, президент Ассоциации российских банков Сергей Егоров, председатель бюджетного комитета Госдумы РФ Александр Жуков, директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Виктор Ивантер, председатель экспертного совета НВА и заместитель директора ИМЭМО РАН Иван Королев, руководитель Центра фундаментальных и прикладных исследований Лидия Красавина, председатель правления банка "Российский кредит" Александр Лившиц, директор Института международных экономических и политических исследований РАН и председатель попечительского совета НИС Александр Некипелов, директор Департамента валютного контроля Банка России Михаил Татьянченко, начальник Департамента внешнего долга Министерства финансов Андрей Черепанов, научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин и другие.

В целом дискуссия по вопросам либерализации валютного рынка и валютного регулирования, организованная НИС, показала, что многие участники считают нынешнюю систему валютного регулирования не идеальной. При этом мнения по конкретным подходам сильно расходятся: участники совещания, входящие в так называемую "партию слабого рубля", призывают к упрощению вывоза капитала и легализации вывезенного, другие представители науки, госучреждений и предпринимательского сообщества выступают за осторожный подход, считая важным либерализовать механизм привлечения инвестиций в страну, но сохранить эффективный валютный контроль, стабильность на валютном рынке и предотвратить масштабные утечки капитала.

Ряд экспертов, например Михаил Делягин, выразили крайнюю озабоченность планами поспешной либерализации валютного контроля. По мнению М.Делягина, либерализация валютного регулирования, производящая впечатление "заговора против рубля", способна уже в 2001 году полностью нейтрализовать благоприятную конъюнктуру, поставить под вопрос прояснившиеся было в 1999-2000 годах перспективы России и в 2003-2004 годах обречь страну на новую разрушительную девальвацию. К концу 2003 года, считает директор Института проблем глобализации, она может привести к падению золотовалютных резервов Центробанка почти в 3 раза - до 10 млрд. долларов. С учетом этого, заключил он, если президент возьмет эту политику на вооружение, она приведя к краху не только его лично, но и всю Россию.

Председатель попечительского совета НИС академик Александр Некипелов заявил, что предлагаемых меры по кардинальной либерализации валютного режима крайне несвоевременны. Он отметил, что аргументы сторонников либерализации валютного режима об избыточности предложения валюты, опасности инфляционного давления и необходимости для бизнеса "формировать более рациональную структуру активов" за счет иностранных вложений несостоятельны. Он подчеркнул, что лекарство в виде ослабления валютного контроля далеко "не столь безобидно, как пытаются доказать сторонники освобождения денег".

Во-первых, вкупе с предложениями о введении заявительного характера вывоза капитала его реализация способна нанести жесточайший удар по перспективам экономического роста России. Российские сбережения неизбежно направятся за рубеж, что особенно опасно в преддверии так называемой "проблемы 2003 года", под которой понимают массовый выход из строя изношенных основных фондов, резкое учащение техногенных катастроф.

Во-вторых, предлагаемые меры сопряжены с серьезным ухудшением финансового положения государства, так как опыт показал, что в необходимых случаях правительство может использовать валютные резервы Банка России для осуществления платежей по внешней задолженности.

В-третьих, полная либерализация валютного режима в нынешних условиях лишь закрепит второсортное положение рубля в самой российской экономике. Между тем, нужно стремиться к тому, чтобы наша национальная валюта эффективно выполняла все функции денег, а не являлась лишь "представителем" доллара.

В-четвертых, несвоевременная либерализация валютного режима сопряжена с колоссальными макроэкономическими рисками, чему нас должен был научить опыт финансового краха 1998 года.

Развернувшаяся дискуссия показала, что, по мнению участников, действующая система валютного регулирования вызывает серьезные нарекания. Так, по словам гендиректора фонда "Бюро экономического анализа" Леонида Григорьева, существующие правила валютного контроля уже отстали от жизни. "Властям надо признать, - заявил он, - что за границей сейчас находятся несколько сотен миллиардов долларов, а физические лица держат вне России несколько миллионов счетов". Председатель бюджетного комитета Госдумы РФ Александр Жуков также подчеркнул, что нынешняя система валютного регулирования отнюдь не служит препятствием для вывоза из страны порядка 20 млрд долл. в год и при этом остается крайне неэффективной для экспортеров. Он отметил, что даже если законодательно будет принято уменьшение нормы обязательной продажи валютной выручки, нормально работающим предприятиям придется продавать около 75-80% выручки, чтобы осуществить платежи, необходимые для поддержания своей деятельности.

По словам заместителя председателя правления ОАО "Газпром" Сергея Дубинина, существующая система контроля за деятельностью агентов внешнеэкономической деятельности "создает значительные сложности для ведения бизнеса, затрудняет приток инвестиций в страну, и снижением нормы обязательной продажи валютной выручки эти проблемы решить невозможно".

"Меры по либерализации валютного рынка неизбежны, они обязательно приведет к ослаблению рубля", - такую точку зрения высказал председатель правления банка "Российский кредит" Александр Лившиц. "Вполне возможно, - подчеркнул он, - что политика ослабления рубля не имеет тактической альтернативы, учитывая динамику экономического роста и действия правительства РФ по крайней мере на ближайшие 1-2 года". По его мнению, экономический рост в стране "заканчивается уже сейчас". "Введение обязательной продажи экспортной выручки в стране, - отметил он, - являлся временной мерой, которая постепенно должна уйти в прошлое".

Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин выступил против полной отмены обязательной продажи валютной выручки, так как "последствия такого шага непонятны". Вопрос о снижении 75-процентной продажи валютной выручки является второстепенным, сказал он. Тем не менее, возможно уже сейчас проводить отдельные мероприятия по либерализации валютного регулирования, включая разрешение открывать счета физическим лицам за границей и другие. По его мнению, всерьез говорить о либерализации потоков капитала можно будет только при выполнении нескольких требований, включающих эффективный контроль за финансовыми организациями и их клиентами. В заключение он отметил, что в мировой практике "либерализация валютного рынка - это последний шаг в либерализации рынков страны".

Как заявил заместитель директора ИМЭПИ РАН Руслан Гринберг, "в перспективе обязательная продажа валютной выручки может быть отменена, но для России в современных условиях представляет гигантский риск". В этом случае, считает он, неизбежны снижение предложения валюты на внутреннем рынке, удержание экспортерами выручки на валютных счетах, резкое усиление давления на рубль. Возможности пополнения золотовалютных резервов снизятся, и очень возможна спекулятивная игра на понижении валютного курса рубля, особенно при вполне возможном падении цен на нефть. Тем самым, по его мнению, будут автоматически расшатываться валютный рынок и запускаться дестабилизационные процессы, которые сразу же ставят под угрозу достигнутые успехи в борьбе с инфляцией. С учетом того, что для выплаты по внешним долгам правительству придется прибегать к заимствованиям у Банка России, под угрозу ставится макроэкономическая стабильность, возникает угроза дальнейшего распространения долларизации. Делая вывод, он отметил: "В сегодняшних условиях обязательная репатриация валютной выручки и 75%-ный норматив продажи валюты за рубли является решающим стабилизатором валютного рынка. В противном случае второе издание 17 августа очень возможно".

Выступая на заседании НИС, академик РАН, директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Виктор Ивантер подчеркнул, что валютное регулирование - это основа доверия населения и бизнеса к власти и национальной валюте. "Все можно менять, - сказал он, - но нужен критический набор аргументов за то, что это увеличит доверие населения и бизнеса к власти и национальной валюте". При этом, по его мнению, важно учитывать следующие моменты:

- Любые изменения валютного регулирования не должны ухудшать климат доверия населения к власти. Поэтому любые изменения валютного регулирования не должны изменять ситуации, в которой население могло бы свободно менять валюту в обменных пунктах и свободно вывозить деньги, если хочет отдохнуть на Кипре. Экспортеры должны иметь возможность свободно обменивать валюту по рыночному курсу, а импортеры свободно приобретать ее. Это главное условие функционирования ограниченно конвертируемой валюты. Если валютное регулирование обеспечивает это, то нет оснований его менять.

- Необходимо, чтобы валютное регулирование обеспечило возможность выполнять долговые обязательства Федерального правительства, субъектов РФ, частных корпораций. Для этого необходимо устойчивое, объяснимое валютное регулирование.

- Учитывая, что обменный курс является не только валютным инструментом, но и социальным индикатором, его уровень не должен ставиться под угрозу никакими реформами. Наше население хорошо знает, что падение курса рубля означают рост инфляции,

Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин отметил, что более всего в либерализации валютного регулирования заинтересована так называемая "новая олигархия", которая нуждается в легализации привычно выводимых из России капиталов из-за борьбы Запада с "отмыванием денег". Доходы многих возросли настолько, что сложившаяся инфраструктура перестала справляться с их выводом из страны. Кто-то, видя экономическое бессилие государства в преддверии кризисов 2003-2005 годов, понимает, что в стране при внешнем благолепии начинает "пахнуть жареным", и готовит эвакуацию. Наконец, реальное удорожание рубля (только в 2000 году - на 15.2%) снижает конкурентность многих экспортных производств. Вероятно, считает Михаил Делягин, у многих олигархов появился соблазн вместо кропотливого совершенствования производства поддержать его конкурентность "одним ударом" - при помощи разрушительной девальвации.

"Заклинания об улучшении инвестиционного климата - лукавство, - говорит Михаил Делягин. - На деле повысит инвестиционную привлекательность России лишь обеспечение пра.в собственности и обуздание произвола монополий. На эти задачи нужно время, а олигархи требуют либерализовать валютное регулирование немедленно. Часть диктуемых ими мер откровенно разрушительна, - достаточно указать на требование перейти от разрешительного к уведомительному порядку операций с капиталом, что спровоцирует всплеск преступных операций через "фирмы-однодневки".

Снижение норматива обязательной продажи экспортной выручки даже с 75 до 50% дестабилизирует валютный рынок из-за сокращения его масштаба и сжатия предложения валюты в результате роста негативных ожиданий. По расчетам Национальной валютной ассоциации (НВА), при сохранении 75%-го норматива золотовалютные резервы Центробанка к концу 2001 года составят 31 млрд долл. при курсе доллара около 33 рублей и инфляции в 15%, что лишь немного хуже заложенного в бюджет-2001. Сокращение же норматива до 50% уронит золотовалютные резервы до 20 млрд долл., повысит курс доллара до 43 рублей, а годовую инфляцию - не менее чем до 35%.

Участники заседания НИС выразили надежду, что правительство прислушается к мнению специалистов и подойдет взвешенно к вопросу о либерализации валютного рынка.

Другие новости

23.03.2001
13:43
В Великобритании объем корпоративных инвестиций вырос в IV квартале на 6.5% по сравнению с прошлогодним уровнем и составил 30.662 млрд фунтов стерлингов
23.03.2001
13:41
Личные накопления жителей Екатеринбурга с 1998 года выросли в 3 раза до 120 млрд руб
23.03.2001
13:33
Компания Chrysler потратила во втором полугодии 2000 года 5 млрд долл. из 7.5 млрд долл. своего кассового резерва
23.03.2001
13:26
Банк "Диалог-Оптим" открыл новое, 11-е отделение в Москве
23.03.2001
13:25
Национальный инвестиционный совет: Поспешная либерализация валютного режима может нанести жестокий удар по экономическому росту и платежеспособности России
23.03.2001
13:16
Завод "Синтезспирт" (Оренбургская обл.) получит статус юридического лица - дочернего предприятия ОАО "Орскнефтеоргсинтез"
23.03.2001
13:10
Краснодарский краевой суд признал незаконным производство водки Smirnoff компаниями UDV, The Pierre Smirnoff и российским ЗАО "Ливиз"
23.03.2001
13:05
Аукционные продажи Christie's в 2000 г. увеличились по сравнению с 1999 годом на 2.3% и достигли рекордной отметки 2.3 млрд долл
23.03.2001
13:04
ЗАО "Оренбургбурнефть" планирует в 2001 году сдать в эксплуатацию 58 скважин для ОАО "Оренбургнефть", в январе-феврале пробурено уже 10 скважен
Комментарии отключены.