Правительство РФ хочет засекретить информацию о готовящихся решениях, запретив чиновникам даже обсуждать их с посторонними

Правительство Михаила Фрадкова хочет засекретить информацию о готовящихся решениях, запретив чиновникам даже обсуждать их с посторонними. Наблюдатели отмечают, что даже кабинет Евгения Примакова, знаменитый своей тягой к секретности, работал по менее "драконовским" правилам.

В конце апреля на одном из заседаний правительства М.Фрадков заявил, что "пиарить то, что не состоялось, не совсем правильно", и попросил министров воздержаться от любых "преждевременных" комментариев в прессе по вопросам, по которым правительство еще не приняло решений.

Но устными пожеланиями премьер не ограничился. Как пишет газета "Ведомости", в подготовленном под руководством главы аппарата Белого дома Дмитрия Козака проекте нового регламента правительства, который будет рассмотрен 3 июня, как и в действующем регламенте, говорится, что все поступающие в правительство материалы и решения по ним "до их опубликования в установленном порядке относятся к материалам, содержащим служебную информацию ограниченного распространения". Но по новому регламенту без решения правительства, премьера, вице-премьера или самого Д.Козака нельзя распространять даже "сведения о рассматриваемых в правительстве вопросах". Источник в Белом доме объясняет запретительные нормы тем, что "вынесение на публику сырых или находящихся в дискуссионной стадии документов вызывает нездоровый ажиотаж". "Посмотрите, как описывали газеты вопросы перевода натуральных льгот инвалидам и ветеранам в денежные компенсации", - говорит он.

Действующий порядок никак не ограничивает "распространение сведений" о документах, не относящихся к гостайне. Более того, по постановлению правительства № 98 от 12 февраля 2003 г. внесенные в Белый дом документы обязательно должны публиковаться на сайтах разработчиков.

Чиновников инициатива правительства возмутила. "Я когда прочел [документ], чуть со стула не упал - он запрещает комментировать фактически любые вопросы до официального опубликования информации или без разрешения премьера", - говорит сотрудник одного из федеральных министерств. По словам другого чиновника, "такой же режим секретности действовал при [премьере Евгении] Примакове". Более того, аппарат Е.Примакова искал источники "утечек", распространяя один и тот же документ в разных редакциях. Но, как вспоминает министр юстиции в правительстве Е.Примакова Павел Крашенинников, даже тогда "предполагалось, что по важным для общества вопросам дискуссия и обсуждение начинаются до утверждения решения".

Жесткость предлагаемых ограничений удивила даже чиновников Минэкономразвития, в прошлом году просивших засекретить информацию о грядущем изменении таможенных тарифов до выхода постановления. "Понятно, когда режим конфиденциальности вводится при обсуждении решений, способных трясти рынок. Но это, мягко говоря, странно, если речь идет о планах, затрагивающих широкие слои людей", - говорит сотрудник министерства. Его высокопоставленный коллега намерен добиться, чтобы в итоговой версии регламента запрещающих норм не осталось. Первый замминистра экономического развития Михаил Дмитриев напоминает, что в конце июня правительство должно рассмотреть законопроект "Об обеспечении доступа к информации о деятельности госорганов", который, напротив, делает открытыми все документы федеральных органов госвласти, не относящиеся к служебной тайне.

Открытость деятельности правительства в разных странах разная. По словам эксперта вашингтонского Heritage Foundation и соавтора ежегодного "Индекса экономической свободы" Марка Майлза, в США может быть конфиденциальной переписка между чиновниками, но любое официальное предложение должно быть обнародовано. А вот в Великобритании, говорит Кэтрин Гандерсен из лондонской The Campaign for Freedom of Information, с 2005 г. начнет полностью действовать закон о свободе информации, по которому гражданам должны предоставляться "любые документы", кроме "имеющих отношение к формулированию и определению политики правительства".

Планами же российского правительства эксперты возмущены. "При таком порядке некоторые будут располагать эксклюзивной информацией, а это всегда открывает простор для коррупции", - говорит М.Майлз. А замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин отмечает, что в попытке ограничить доступ к информации о решениях правительства "прослеживается та же логика, что и в неудачной административной реформе - сосредоточение функций в руках нескольких чиновников и дисциплинирование госаппарата".

Другие новости

26.05.2004
10:04
"ИТЕРА" в 2004 г. поставит в Грузию 350 млн кубометров газа
26.05.2004
09:54
"Дальэнерго" приступило к ограничениям поставок электроэнергии КГУП "ВКХ юга Приморья", задолжавшему энергокомпании 150 млн руб
26.05.2004
09:45
В Японии профицит внешнеторгового баланса снизился на 1.5% до 985.5 млрд иен в апреле с 1.0 трлн иен в марте, лучше прогнозов
26.05.2004
09:36
Цена июльских фьючерсов на нефть Brent North Sea Crude Oil на лондонской бирже IPE по итогам торгов 25 мая к цене закрытия предыдущего торгового дня снизилась на 1.9% до 37.44 долл. за баррель
26.05.2004
09:26
Правительство РФ хочет засекретить информацию о готовящихся решениях, запретив чиновникам даже обсуждать их с посторонними
26.05.2004
09:15
Минэкономразвития грозит снизить тарифы РАО ЕЭС на 2005 г. из-за неправильного прогноза чистой прибыли за 2003 г
26.05.2004
09:06
"Ростсельмаш" в 2004 г. заключил 300 контрактов на поставку комбайнов в Казахстан, рассчитывая к 2006 г. занять 60% рынка в этой республике
26.05.2004
09:00
Анонс публикаций макроэкономических показателей стран "Большой семерки" на 26 мая
25.05.2004
19:01
"Мосэнерго" и "Внешторгбанк" подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве
Комментарии отключены.