Правительство РФ сегодня на очередном заседании под председательством Михаила Фрадкова планирует рассмотреть следующие вопросы: 1. О жилищном строительстве в Российской Федерации и мерах по развитию рынка жилья. Докладчик - В.Христенко, исполняющий обязанности министра промышленности и энергетики РФ. 2. О проекте федерального закона "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Докладчик - А.Шаронов, временно исполняющий обязанности министра экономического развития и торговли РФ. Об этом сообщил департамент правительственной информации.
Как отмечается в документе, подготовленном к сегодняшнему заседанию, важнейшим направлением социально-экономической политики является формирование рынка качественного жилья, доступного широким слоям населения, при одновременном формировании механизмов предоставления социального жилья малоимущим гражданам.
Для существенного увеличения объемов жилищного строительства, а также формирования и развития рынка жилья прежде всего необходимо изменить нормативно-правовую базу, регулирующую данную сферу.
К настоящему заседанию Правительства Российской Федерации представлены проекты следующих законопроектов:
Жилищный кодекс Российской Федерации;
О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации;
О внесении изменений в Федеральный закон Об ипотеке (залоге недвижимости);
О внесении изменений в Федеральный закон О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части защиты прав и законных интересов граждан, вкладывающих денежные средства в строительство жилья;
О жилищно-накопительных кооперативах и их деятельности по привлечению и использованию накоплений граждан.
Главенствующее положение в структуре пакета занимает проект Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующего базовые правоотношения в жилищной сфере.
В Кодексе, в частности, определяются:
критерии отнесения граждан к категории нуждающихся в предоставлении жилых помещений в жилищном фонде социального использования, служебном и специализированном жилищных фондах;
порядок предоставления жилых помещений в жилищном фонде социального использования, служебном и специализированном жилищных фондах, регулирования отношений, связанных с пользованием указанными жилыми помещениями;
основы управления многоквартирными жилыми домами, оплаты жилья и коммунальных услуг.
Проектом федерального закона О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается:
отмена требования обязательности нотариального удостоверения договоров ипотеки;
ограничение требования получения согласия органов опеки и попечительства при отчуждении жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника, только случаями ограничения или лишения родительских прав собственника жилого помещения;
установление нормы, определяющей, что переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника;
признание объекта незавершенного строительства недвижимым имуществом;
в случае, если договором не предусмотрено иное, при ипотеке земельного участка право залога распространяется на находящиеся или возводимые на этом участке здания и сооружения залогодателя.
Проектом федерального закона О внесении изменений в Федеральный закон Об ипотеке (залоге недвижимости):
предоставляется возможность изменения сроков и процентных ставок по ипотечным кредитам, удостоверенным закладной;
отменяется требование обязательности нотариального удостоверения договоров ипотеки;
распространяются основания и порядок возникновения ипотеки в силу закона на земельный участок, на котором производится строительство или приобретаемый жилой дом на кредитные (заемные) средства, в случае, если этот земельный участок приобретается за счет кредитных средств;
устанавливается возможность обращения взыскания на жилое помещение и прекращения права пользования прежним собственником и членами его семьи этим жилым помещением, находящимся в ипотеке в обеспечение ипотечного кредита на улучшение жилищных условий, включая не только жилое помещение, приобретаемое за счет кредитных средств, но и любое другое жилое помещение;
ограничение возможности необоснованного вмешательства органов опеки и попечительства в процесс ипотечного кредитования и др.
Проект федерального закона О внесении изменений в Федеральный закон О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним позволит снизить транзакционные издержки и риски при совершении сделок на рынке жилья, ипотечном кредитовании и кредитовании строительства жилья и предусмотреть:
приоритет записей в едином государственном реестре над содержанием правоустанавливающих документов;
установить основания для определения обременений (ограничений),сведения о которых подлежат внесению в государственный реестр;
внесение в реестр сведений об ограничении деесспособности, которые доступны только ограниченному законом кругу лиц;
уточнить ответственность органов по регистрации прав;
упростить порядок государственной регистрации прав на объект незавершенного строительства;
расширить доступность сведений государственного реестра, в том числе для получения статистических данных для бизнес-планирования;
установить возможность предоставления при регистрации прав и сделок нотариально заверенной копии учредительных документов юридических лиц;
фиксировать время подачи документов на регистрацию с целью сделать юридически значимым момент подачи заявления;
определить размер платы за государственную регистрацию договора ипотеки между юридическими и физическими лицами, а также за регистрацию смены залогодержателя в размере платы, установленной для физического лица и др.
Проект федерального закона О внесении изменений в первую часть Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним предусматривает законодательное и финансовое обеспечение прав добросовестных приобретателей недвижимости, в том числе в жилищной сфере.
Проект федерального закона О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части защиты прав и законных интересов граждан, вкладывающих денежные средства в строительство жилья позволит:
защитить права граждан, вкладывающих средства в строительство жилья, на основании и в порядке защиты прав потребителей;
снизить риски граждан за счет установления требований к застройщикам по раскрытию информации как о самих застройщиках, так и о проектах жилищного строительства (проектная декларация);
организовать специальный учет договоров долевого участия в жилищном строительстве.
Проект федерального закона О жилищно-накопительных кооперативах и их деятельности по привлечению и использованию накоплений граждан направлен на:
снижение рисков и обеспечение прозрачности использования средств граждан, вкладывающих их в приобретение жилья через участие в жилищных и жилищно-строительных кооперативах, строительно-сберегательных кассах и иных организациях, предоставляющих услуги по жилищным накоплениям и продаже жилья с условием рассрочки платежа;
установление требований к организационно-правовой форме (жилищно-накопительные кооперативы) и деятельности таких организаций.
К 2010 году ожидаются следующие результаты принятия мер по развитию рынка жилья Российской Федерации:
создание нормативно-правовой основы рынка жилья;
увеличение средней обеспеченности жильем с 19.7 кв. м на чел. до 21.7 кв. м на чел.;
увеличение годового объема ввода жилья с 36.3 млн кв. м до 70-80 млн. кв. м, в том числе:
реализуемого на рынке - 60-70 млн. кв. м,
государственного и муниципального - 10 млн. кв. м.;
увеличение доли населения, способного приобрести стандартную квартиру, в три раза - с 9.5 % до 30.5 %;
увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования в 30 раз - с 10.5 млрд. руб. до 344 млрд. руб. (в ценах 2003 г.).
В документах, подготовленных к заседанию, также отмечается, что в настоящее время законодательство Российской Федерации о закупках для государственных и муниципальных нужд не имеет единой системы. Отношения по закупкам регламентированы целым рядом федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, содержащих значительное количество противоречивых норм. На уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований сформировалась отдельная система законодательства о закупках.
Проект федерального закона О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд направлен на решение следующих основных задач:
систематизация законодательства Российской Федерации о государственных и муниципальных закупках; создание основополагающего нормативного правового акта, регламентирующего гражданско-правовые, процедурные вопросы закупок;
обеспечение прозрачности механизма осуществления закупок продукции для государственных и муниципальных нужд; стимулирование добросовестной конкуренции и увеличение экономии бюджетных средств;
устранение возможностей злоупотреблений и коррупции посредством четкой регламентации процедур осуществления закупок;
приведение законодательства Российской Федерации о государственных и муниципальных закупках в соответствие с международным законодательством, учет положительных примеров правового регулирования государственных и муниципальных закупок в законодательстве иностранных государств и нормативных правовых актах международных организаций.
В проекте федерального закона:
обеспечен доступ к участию в конкурсах и поставках продукции для государственных и муниципальных нужд посреднических организаций при условии выполнения ими определенных квалификационных требований;
сфера применения законопроекта распространена на все закупки и поставки продукции, осуществляемые на территории Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников финансирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
даны определения понятий государственные и муниципальные нужды и государственный и муниципальный заказчик. В действующем законодательстве эти понятия в ряде случаев противоречивы и неполны;
сняты действующие жесткие ограничения на привлечение иностранных поставщиков к поставкам продукции для государственных и муниципальных нужд. При размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд к товарам (работам, услугам), происходящим с территории иностранного государства и (или) групп государств, применяется национальный режим, за исключением случаев, когда на территории иностранного государства и (или) группы государств при размещении аналогичных заказов действуют какие-либо запреты или ограничения на товары (работы, услуги), происходящие с территории Российской Федерации;
введено четкое разделение на конкурсные и внеконкурсные способы закупок (запрос котировок, закупки у единственного поставщика (исполнителя);
уточнены положения, регулирующие размещение заказов на конкурсной основе, среди которых порядок формирования конкурсной комиссии, требования к содержанию конкурсной документации, разъяснение и изменение конкурсной документации, оценка и сопоставление конкурсных заявок, порядок ведения протокола конкурса;
изменен минимальный срок, устанавливаемый заказчиками для представления конкурсных заявок при проведении открытого конкурса: вместо 45 и более дней такой срок составит не менее 30 дней. Это обусловлено тем, что в ряде случаев установление большего срока представляется неоправданным (например, при проведении конкурсов на размещение заказов на поставку простых товаров);
установлены права двух и более заказчиков проводить совместные конкурсы при размещении заказов на поставки одноименных товаров;
закрытый конкурс установлен исключительно в случае, если предметом государственного или муниципального контракта являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в части, составляющей государственную тайну, что обеспечивает расширение сферы применения открытых конкурсов;
установлены общественно признанные критерии оценки конкурсных заявок и определения победителя конкурса;
предусмотрена возможность обжалования действий (бездействия) заказчика при проведении процедур размещения заказов на поставки товаров для государственных и муниципальных нужд в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем контроль за проведением процедур размещения заказов (при размещении заказов для федеральных нужд), либо соответствующем уполномоченном органе субъекта Российской Федерации (при размещении заказов для нужд субъекта Российской Федерации) или соответствующем уполномоченном органе местного самоуправления (при размещении заказов для нужд муниципального образования). При этом порядок защиты нарушенных прав не исключает для участника возможности их защиты в судебном порядке;
предусмотрена соответствующая мировой практике государственная поддержка предприятий уголовно-исполнительной системы и общественных организаций инвалидов;
определен стоимостной предел для мелких закупок, ниже которого размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляется без проведения конкурсов [у единственного поставщика (исполнителя)]. Этот предел соответствует устанавливаемому Центральным Банком России пределу для расчета между юридическими лицами по одной сделке наличными деньгами (в настоящее время этот предел равен 60 тыс. рублям).
Принятие федерального закона О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд потребует признания утратившими силу Федерального закона от 6 мая 1999 г. №? 97-ФЗ О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, Указа Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. №? 305 О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд.
Принятие проекта федерального закона О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Комментарии отключены.