Государственная Дума РФ на пленарном заседании приняла одновременно в трех чтениях закон "О внесении изменений в статью 3 закона Российской Федерации "О Таможенном тарифе" и в статью 5 федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ".
Заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов, представляя проект закона в нижней палате парламента, сказал, что документ направлен на корректировку режима налогообложения нефтяной отрасли. В ходе консультаций правительство посчитало наиболее оптимальным вариантом увеличение налоговой нагрузки в основном за счет увеличения экспортных пошлин.
Закон предусматривает изменение формулы расчета ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и увеличение ставок экспортной пошлины на нефть.
Предусмотрено изменение действующей шкалы экспортной пошлины на нефть: введение в нее дополнительного интервала при цене нефти от 20 до 25 долл. за баррель со ставкой в размере 45% и установление при цене нефти свыше 25 долл. за баррель ставки экспортной пошлины в размере 65%.
Формула, по которой в настоящее время рассчитывается ставка НДПИ, содержит коэффициент, равный отношению текущего курса доллара к среднему прогнозному его значению в 2002 г., принятому в размере 31.5 руб. При его введении предполагалось, что с помощью этого коэффициента ставка НДПИ будет автоматически корректироваться на инфляцию. Однако в связи с укреплением рубля в последнее время наблюдается обратный эффект и по сравнению с максимальным значением ставки этого налога, достигнутой в конце 2002 г., в начале 2004 г. эта ставка снизилась на 12%.
Чтобы компенсировать этот эффект, правительство предложило вместо действующей в настоящее время ставки, рассчитываемой исходя из цены нефти 347 руб. за т, перейти к ставке, рассчитываемой по новой формуле исходя из цены 400 руб. и позволяющей, по мнению правительства, не допустить чрезмерного роста налоговой нагрузки при сравнительно низких мировых ценах на нефть.
Правительство РФ при более низких ценах берет на себя дополнительные риски, а при более высоких - получит дополнительные доходы. В связи с принятием данного закона оно не ожидает роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, поскольку нет прямой зависимости между налогообложением нефтяных компаний и ценами на внутреннем рынке. Принятие закона позволит правительству с 1 августа 2004 г. увеличить экспортные пошлины, а с 1 января 2005 г. - применить новую формулу расчета ставки НДПИ. Затягивание принятия закона привет к недополучению доходов в сумме 170 млн долл. в месяц при цене нефти 30 долл. за баррель. Если сегодня закон в целом не будет принят, то следующий срок для увеличения экспортных пошлин - 1 октября. В этом случае недополучение доходов составит 340 млн долл., отметил С.Шаталов.
Заместитель председателя Госдумы Владимир Пехтин считает, что с принятием этого закона "огромные сверхприбыли нефтянки, вызванные ростом цен на мировых рынках, будут перераспределяться более справедливо. Нефтяники будут перечислять в бюджет в виде повышенных экспортных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых те сверхдоходы, которые не зависят от деятельности нефтедобывающих организаций, а появились в результате благоприятной конъюнктуры на мировых рынках". Депутат считает, что в отличие от других обсуждающихся предложений о повышении природной ренты, данные предложения "не приведут к негативным последствиям для экономики нефтяной отрасли". "Без заметного ущерба для нефтяной отрасли (включая сохранение инвестиционных программ) при прогнозируемой на 2005 г. цене нефти 24 долл. за баррель из отрасли может быть изъята сумма в размере до 1.5 млрд долл. Соответственно, при цене нефти 27 долл. за баррель, сумма изъятий могла бы составить до 2.5 млрд долл.", - считает В.Пехтин.
Комментарии отключены.