Азербайджан отказался заключить с Россией новое соглашение о транспортировке нефти по трубопроводу Баку - Новороссийск. Более того, местная госкомпания ГНКАР рассчитывает на то, что в будущем российская нефть потечет на экспорт по нефтепроводу Баку-Джейхан. В российской трубопроводной монополии "Транснефть" считают, что это вряд ли возможно.
Как отмечает газета "Ведомости", до недавнего времени азербайджанская нефть транспортировалась по трубопроводу Баку - Новороссийск мощностью 12 млн т в рамках семилетнего межправительственного соглашения, подписанного в ноябре 1996 г. сроком на семь лет. Ежегодно по этому маршруту должно было прокачиваться 2.5 млн т нефти по тарифу 15.67 долл. за тонну, однако реальные объемы обычно были меньше. Дело в том, что Азербайджан считает этот тариф завышенным. Но российская транспортная монополия "Транснефть" обещает снизить расценки, только если партнер удвоит объем прокачиваемой нефти, а также настаивает на заключении долгосрочного контракта на транспортировку.
В ноябре 2003 г. Россия направила Азербайджану проект нового соглашения о транзите нефти по маршруту Баку-Новороссийск сроком на 15 лет. Однако вчера Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР) объявила, что ответила отказом на это предложение. Более того, в компании предполагают, что в дальнейшем российская нефть может потечь в обратном направлении - из Новороссийска в Баку, чтобы потом транспортироваться на мировые рынки по строящемуся трубопроводу Баку-Джейхан. "По крайней мере, в зимнее время при напряженной ситуации на Черном море, в проливе Босфор, определенные объемы нефти посредством трубопровода Новороссийск - Баку могут закачиваться в трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан и транспортироваться на мировые рынки", - говорит представителя ГНКАР. По его словам, технических проблем в реверсе нет, так как трубопровод изначально строился в расчете на поставки нефти на бакинские заводы.
Нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан протяженностью 1767 км позволит доставлять 50 млн т каспийской нефти ежегодно до турецкого порта Джейхан на Средиземном море. Его строительство планируется завершить в конце 2004 г. Стоимость проекта 3.6 млрд долл. Его участники: BP (30.1%), ГНКАР (25%), Unocal (8.9%), Statoil (8.71%), TPAO (6.53%), Eni (5%), Itochu (3.4%), ConocoPhillips (2.5%), Inpex (2.5%), TotalFinaElf (5%) и Amerada Hess (2.36%).
Впрочем, представитель ГНКАР признает, что переговоры с российскими нефтяниками о возможности транспортировки нефти по Баку-Джейхан пока не велись. Вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев вчера отказался комментировать идею ГНКАР, сославшись на то, что официальных предложений его компании не поступало. Отказались от комментариев и в бакинском офисе BP.
Но источник, близкий к "Транснефти", рассказывает, что идея прокачки российской нефти через Баку-Джейхан регулярно поднимается азербайджанской стороной. Он полагает, что без российской нефти новый трубопровод загрузить невозможно. "Но Россия не согласилась войти в этот проект несколько лет назад, не войдет и сейчас", - уверен источник.
Директор по развитию бизнеса Argus Михаил Перфилов напоминает, что для сторонних нефтяных компаний тарифы на прокачку нефти будут более высокими, чем для участников консорциума "Баку-Джейхан". Кроме того, отмечает эксперт, "без положительного политического решения экспорт российской нефти через чужой трубопровод вряд ли возможен". Поэтому, говорит М.Перфилов, "Транснефть" склоняется к строительству собственного трубопровода, в обход проливов Босфор и Дарданеллы.
О возможности строительства такого трубопровода протяженностью 193 км и стоимостью около 900 млн долл. совсем недавно говорил президент "Транснефти" Семен Вайншток. И вчера Сергей Григорьев подтвердил, что этот проект для монополии более предпочтителен. А нефтяники пока не готовы выставлять оценки разным вариантам экспорта добываемой нефти. "Решение о маршрутах транспортировки нефти принимается исходя из их экономической целесообразности. Пока никто не делал расчетов, насколько выгодно качать нефть через Баку - Джейхан", - сказал сотрудник ТНК-BP.
Комментарии отключены.