"Руспромавто" планирует выйти на фондовый рынок, к моменту выхода на рынок стоимость компании, как ожидается, будет не менее 1 млрд долл

ОАО "Руспромавто" планирует выйти на фондовый рынок России и затем сделать шаг на западные рынки капитала, к моменту выхода на рынок стоимость компании, как ожидается, будет не менее 1 млрд долл. Об этом в интервью газете "Ведомости" заявил гендиректор "Руспромавто" Александр Юшкевич. Далее приводится полный текст интервью.

- До того как стать гендиректором "Руспромавто", вы никогда не работали в автомобильном секторе. Насколько трудно переключиться с алюминиевого бизнеса на автопром?

- Я ведь не из "РусАла" пришел в "Руспромавто", а из "Базового элемента", т. е. из компании, которая управляет активами. В "Базэле" я, как управляющий директор, отвечал за представление интересов управляющей компании в "РусАле", был членом совета директоров "Руспромавто" и ряда других компаний, в которые инвестирует "Базэл". Так что мой приход в "Руспромавто" вполне закономерен, хотя и был достаточно неожиданным для меня.

- Какой вы видите вашу компанию лет через пять?

- "Руспромавто" включает в себя огромное количество заводов и активов, которые покупались в течение трех лет. Когда эти активы приобретались, информация о состоянии этих активов была ограниченная. Но акционеры понимали, что будущее России связано с сохранением промышленного потенциала и машиностроения. А компания "Руспромавто" объединяет в себе значительную часть автомобильной промышленности России. Сейчас акционеры поставили перед нами задачу не только сохранить, но и развить потенциал, который у нас есть. Менеджмент [ "Руспромавто"] уже сформулировал цели и задачи развития. Их можно разделить на три блока: рыночные, финансовые и производственные. Что касается рыночных целей, мы хотим сохранить нашу позицию номер один в производстве коммерческих автомобилей для перевозки пассажиров и грузов. Вторая цель - подготовить в ближайшие 3-4 года экспансию на развивающиеся рынки, на рынки Восточной Европы, т.е. на рынки, которые чувствительны к цене продукта. Задача сложная - на этих рынках нас никто не ждет, и там есть другие игроки, но мы намерены быть среди них.

- Как вы намерены этого добиваться?

- Будем искать партнеров в этих странах. Как вариант - будем использовать сборочные мощности партнера, его дилерскую и сервисную сеть. Мы ведем переговоры по организации сборки легких коммерческих автомобилей за рубежом, обсуждаются проекты и по автобусам. С кем - я пока сказать не могу.

В области производства мы хотим создать такую систему, которая по своему составу и наполнению соответствует производственным системам наших международных конкурентов. Мы хотим внедрить принципы lean manufacturing (бережное производство), систему just in time, когда нет запаса продукции на складах и все подается тогда, когда должно быть подано. Мы хотим производить конкурентоспособную продукцию. Мы работаем в нижней ценовой гамме, мы не производим люксовые автомобили, которые напоминают космические корабли. Мы производим надежные, простые, доступные по цене автомобили, на которых работают и зарабатывают деньги наши покупатели. Мы считаем нижнюю ценовую нишу для себя приоритетной, и здесь мы должны стать эффективными, насколько мы можем.

- В числе стратегических задач вы упомянули еще и финансовое направление. Что вы в его рамках собираетесь осуществить?

- Мы планируем выйти на фондовый рынок России и затем сделать шаг на западные рынки капитала. Основная цель - рост капитализации компании через выход на публичный рынок.

- Когда вы планируете это сделать?

- Перед тем как у нас появится уверенность в том, что рынок нас воспримет, нам необходимо провести внутреннюю реструктуризацию, реализовать очень много проектов. Без этой уверенности нет смысла выходить на рынок.

- Как вы собираетесь реструктурировать компанию?

- Обсуждается несколько механизмов, в том числе переход на единую акцию. Схема реорганизации будет выбрана исходя из необходимости соблюдения прав миноритариев и эффективности [новой] структуры с точки зрения управляемости, отчетности, анализа, управления издержками и т. д. Это достаточно длительный процесс. Он может занять не менее года.

- А со способами выхода на фондовый рынок вы уже определились?

- Акционеры поставили задачу по преобразованию компании в публичную исходя из того, что компания такого размера, работающая в автомобильной промышленности, не может не быть публичной. Тогда она получает доступ к различным инструментам финансового рынка. Это могут быть долговые инструменты, IPO или частное размещение акций. Когда мы будем готовы выйти на рынок, мы посмотрим, что надо сделать. Возможно, это будут бонды или публичное размещение акций на рынке.

- "Руспромавто" недавно было преобразовано в ОАО. Первый выпуск акций компании уже зарегистрирован. Вы будете раскрывать информацию об акционерах?

- Акционерами "Руспромавто" является "Базовый элемент" и дружественные ему компании. Когда мы будем готовы выйти на рынок, эта информация будет раскрыта полностью.

- У всех заводов "Руспромавто" есть миноритарные акционеры. Как вы будете договариваться с ними при консолидации холдинга?

- Неправильное решение этого вопроса может уменьшить капитализацию бизнеса. Сейчас завершается консолидация пакетов акций предприятий, входящих в холдинг на балансе "Руспромавто". А далее возможны различные варианты - например, обмен акций миноритариев на акции холдинга. Возможна ситуация, когда на рынке одновременно обращаются акции и холдинга, и его "дочек".

- Будете ли вы целиком интегрировать в единую структуру все свои предприятия или готовы от чего-то отказаться?

- У компании нет непрофильных активов. Говорить о том, будем мы что-то продавать или не будем, можно будет только после оценки эффективности того или иного бизнеса. Это правда, что различные бизнесы, которые входят в структуру "Руспромавто", разнятся по отдаче на вложенный капитал, по возможности развития, по возможности предложить новый продукт на рынке. Поэтому, разумеется, мы будем оценивать каждый актив отдельно и решать, что с ним делать.

У нас есть план реструктуризации активов. В "Руспромавто" появится промышленная группа "Автокомпоненты", в том числе за счет выделения производства автокомплектующих из существующих заводов. Мы уже начали этот процесс. Например, Канашский автоагрегатный завод будет специализироваться на производстве мостов. Цель реструктуризации - избавиться от балласта, тех активов, которые не дают развиваться бизнесу. У себя мы сохраним производство критически важных комплектующих - силовых агрегатов, коробки передач и некоторых других. В остальных случаях мы будем принимать решение, что выгоднее - покупать комплектующие на стороне или производить самим.

- А производства ненужных комплектующих будете продавать?

- Будем искать партнеров. Возможно, что-то продадим. Пример реструктуризации у нас уже есть. Мы объединили два завода-конкурента - Ярославский завод дизельной аппаратуры и Ярославский завод топливной аппаратуры, при этом были высвобождены площади. На них можно разворачивать другое производство, можно приглашать инвесторов, например компанию Bosch, и предлагать ей организовывать там производство.

- Вы уже предлагали?

- Ведем переговоры. Представители этой компании приезжали на наши ярославские предприятия.

- Будете ли вы привлекать в направление "Автокомпоненты" других иностранных партнеров?

- Партнерство - главный инструмент в раскрытии потенциала активов "Руспромавто". Мы ведем переговоры с несколькими производителями топливоподающих систем, двигателей, коробок передач. Называть их я пока не буду.

- Как развивается ваш совместный проект с Fiat?

- Успешно. О нем пока ничего не слышно, потому что у нас подписано соглашение о конфиденциальности. По проекту с компанией Iveco - по производству дизельных двигателей - новости, возможно, появятся в мае.

- Будет ли меняться система управления вашей компанией?

- "Руспромавто" - это совокупность корпоративного центра и дивизионов. В корпоративном центре разрабатывается единая инвестиционная и финансовая политика, определяются требования к планированию, к анализу рентабельности, к жесткому контролю за издержками. А дивизионы являются центрами оперативного управления.

Сейчас мы обсуждаем "корпоратизацию" холдинга. Мы приобрели огромное количество активов. Все эти активы надо сложить в единую корпорацию, внести в нее общую философию, общие подходы и отношение к бизнесу. Сейчас мы открываем школу развития производственной системы "Руспромавто", чтобы каждое предприятие работало по общим правилам. Мы должны стать командой единомышленников. Для корпорации таких размеров, как "Руспромавто", дивизиональная структура на сегодня является оптимальной.

- После вашего прихода в "Руспромавто" произошел целый ряд назначений в управляющей компании. А директоров заводов вы менять не планируете?

- Руководителей заводов менять не собираемся. Мы хотим пригласить в компанию несколько новых менеджеров высокого уровня, в том числе и иностранных специалистов.

- Вас устраивает работа главного актива вашей компании - Горьковского автозавода?

- В последние годы ГАЗ очень сильно повысил эффективность. В начале прошлого года на одном конвейере выпускалось 94 кабины в смену, а сейчас 146. Это заслуга руководства ГАЗа и менеджеров, которые там работают. Но ГАЗ - это не единственное наше предприятие, которое наращивает эффективность производства.

- В прошлом году было много аварий с участием "ГАЗелей". Как вы решаете эту проблему?

- Очень болезненно. Но проблема не в качестве автомобилей, а в том, кто и как их эксплуатирует. Два месяца назад ГАИ провела в Москве специальный рейд по проверке технической готовности маршрутных такси к перевозке пассажиров. В эксплуатации каждой десятой "ГАЗели" были обнаружены существенные нарушения. Мы намерены агрессивно преследовать тех, кто нарушает правила эксплуатации "ГАЗелей". Вместе с ГАИ мы планируем проводить рейды по проверке предприятий, перевозящих пассажиров. Часто руководители автотранспортных предприятий вместо покупки "ГАЗели", сертифицированной для пассажирских перевозок, просто переделывают "под такси" "ГАЗель" грузовую - кладут на пол лист фанеры, прикручивают к нему сиденья. Естественно, при экстренном торможении люди получают травмы. Я считаю, что виновных в несанкционированных переделках "ГАЗелей" надо судить.

- Как бы вы оценили стоимость "Руспромавто"?

- Мы надеемся, что к моменту выхода на рынок стоимость компании будет не менее 1 млрд долл.

- А сейчас она стоит меньше?

- Вы спрашиваете о нашей рыночной стоимости, а я думаю, что сейчас рынок не смог бы полностью оценить нас. Поэтому нужно готовить компанию к выходу на рынок. А стоимость просто считается. Совокупные продажи холдинга - свыше 2 млрд долл. Умножьте эти цифры на среднеотраслевой коэффициент, это около 0.5, и получите миллиард.

- Полтора года назад правительство приняло концепцию развития автомобильной промышленности. Как вы оцениваете ее эффективность?

- Концепция автопрома действует, но не в такой мере, в какой необходимо для развития отечественной автомобильной промышленности. В Россию следует активнее привлекать иностранных производителей автокомпонентов. Надо не только организовывать сборку, но и локализовывать производство. Сборка - это только первый шаг, чтобы почувствовать рынок, а локализация производства - это главный механизм.

Одна из важных задач государства - сохранение конкурентных преимуществ отечественной промышленности, в первую очередь низкой себестоимости производства. В нашей отрасли она во многом определяется ценами на металл, которые резко подскочили в последнее время и продолжают расти. Один из выходов - введение экспортной пошлины на металлопродукцию. Иначе автопроизводители не смогут производить качественную конкурентоспособную продукцию. Мы уже вынуждены искать возможности закупки металла за рубежом.

Компания "Руспромавто" создана в 2000 г. Сейчас 75% акций "Руспромавто" принадлежат компании Олега Дерипаски "Базовый элемент", а 25% - менеджменту холдинга. В состав "Руспромавто" входит пять бизнес-единиц: "Нижегородские автомобили" (объединяют ГАЗ, "Волжские моторы", Заволжский завод гусеничных тягачей, Саранский завод автосамосвалов и Арзамасский машиностроительный завод) , "Автобусы" (Павловский, Ликинский, Голицынский автобусные и Канашский автоагрегатный заводы), "Двигатели" (ЯМЗ, ЯЗТА, Тутаевский моторный) , "Большегрузные автомобили" (автозавод "Урал") и "Строительно-дорожные машины" (ЧСДМ, "Брянский арсенал", "Тверской экскаватор"). Крупнейшие предприятия холдинга - ГАЗ и ПАЗ. Выручка ГАЗа за девять месяцев 2003 г. составила 844 млн долл., ПАЗа - 85 млн долл. На заводах холдинга работает 150 тыс. человек. Объем продаж в 2003 г. - около 2 млрд долл.

Александр Юшкевич родился 2 апреля 1959 г. в Минске. Окончил Минское высшее инженерное зенитно-ракетное училище, Московскую государственную юридическую академию, Columbia University Law School. В 1995 - 2001 гг. был управляющим директором ИК "Тройка Диалог". В 2002 г. перешел на работу в компанию "Базовый элемент" на должность управляющего директора автомобилестроительного, алюминиевого и авиационного бизнесов. В конце 2003 г. стал генеральным директором "Руспромавто".

Другие новости

16.03.2004
11:01
"Ренессанс Капитал" создал управление структурных продуктов на рынке акций
16.03.2004
10:52
Объединение работодателей "ПромАсс" избрало Н. Воробьева председателем комиссии по металлургическому комплексу Челябинской области
16.03.2004
10:45
Корпорация Canon повысила прогнозы по прибыли и продажам в I квартале в связи с ростом продаж цифровых камер
16.03.2004
10:40
По мнению аналитиков ИФ "Олма", сегодня на российском рынке акций ожидаются колебания котировок без единой тенденции
16.03.2004
10:38
"Руспромавто" планирует выйти на фондовый рынок, к моменту выхода на рынок стоимость компании, как ожидается, будет не менее 1 млрд долл
16.03.2004
10:32
Банк BNP Paribas приобретает американский региональный банк Community First Bankshares за 1.2 млрд долл
16.03.2004
10:27
"Дальэнерго" с 16 марта ограничивает энергоснабжение перепродавцов и предприятий ЖКХ, задолжавших до 72 млн руб
16.03.2004
10:22
Совет директоров РАО ЕЭС 26 марта рассмотрит вопросы по проведению собрания акционеров, создания ТГК, реализации стратегии, процедуры оценки инвестиционных программ компании
16.03.2004
10:15
Оборот розничной торговли Самарской области в январе увеличился на 16.2% до 12.5 млрд руб
Комментарии отключены.