Арбитражный суд РФ подтвердил законность и обоснованность решения и предписания МАП России по делу о нарушении ЗАО "Военно-мемориальная компания" и Минобороны России антимонопольного законодательства. Об этом МФД-ИнфоЦентр сообщили в МАПе.
МАП России, рассмотрев обращения ряда компаний, оказывающих ритуальные услуги, и территориальных управлений МАП России, возбудил в отношении ЗАО "Военно-мемориальная компания (ВМК)" и Минобороны России дело о нарушении статьи 6 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
В ходе рассмотрения дела было установлено, что между Минобороны России и ЗАО "ВМК" с 1997 года осуществляется сотрудничество в сфере оказания ритуально-похоронных услуг. В 1999 году между Минобороны России и ЗАО "ВМК" было заключено Соглашение о сотрудничестве, в соответствии с которым Минобороны России приняло на себя ряд обязательств, в том числе по содействию ЗАО "ВМК" и ее структурам; обеспечению взаимодействия с ней органов военного управления и воинских частей; распространению информации о деятельности компании. В целях осуществления этого сотрудничества Минобороны России издало ряд директив, а в последующем провело конкурс по отбору организации, имеющей право выполнять работы, оказывать услуги по изготовлению и установке надгробий на могилах погибших (умерших) военнослужащих и ветеранов Великой Отечественной войны.
Победителем конкурса стало ЗАО "ВМК". По результатам конкурса с Компанией был заключен договор, согласно которому она взяла на себя обязательства по оказанию этих услуг, а Минобороны России, выступая заказчиком, - обязательства по их оплате и оказанию всевозможного содействия. Эти работы (услуги) оплачиваются военными комиссариатами за счет средств, выделяемых из бюджета по статье "пенсионное обеспечение военнослужащих".
Была выявлена широкая практика отказов военных комиссариатов оплачивать эти работы (услуги) в случаях, когда они по обращению родственников погибшего (умершего) военнослужащего или ветерана выполнялись не ЗАО "ВМК" и не ее дочерней компанией. Сформированная в результате согласованных действий Минобороны России и ЗАО "ВМК" система взаимоотношений вынуждает указанных заинтересованных лиц (преимущественно родственников) обращаться за оказанием услуг (выполнением работ) по изготовлению и установке надгробия умершему (погибшему) военнослужащему именно к ЗАО "ВМК".
В результате анализа законодательства было установлено, что ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) лицам, взявшим на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего) военнослужащего или ветерана, предоставлено право на возмещение расходов на изготовление и установку надгробия за счет средств министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых умерший (погибший) проходил военную службу (военные сборы, службу), выделяемых из федерального бюджета. Расходы возмещаются в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации, при этом они должны быть документально подтверждены.
Эти лица, выступая заказчиками соответствующих работ (услуг), свободны в выборе контрагента и условий договора. На Минобороны России возложена обязанность за счет выделяемых ему бюджетных средств осуществлять возмещение понесенных третьими лицами расходов на изготовление и установку надгробий умершим (погибшим) военнослужащим, в то время как обязанность изготовить и установить надгробия умершим (погибшим) военнослужащим указанные законы на Минобороны России не возлагают.
Однако анализ деятельности по реализации положений договора позволяет сделать вывод о том, что Минобороны России, хотя и поименовано в договоре как "заказчик" работ (услуг) ЗАО "ВМК" по изготовлению и установке надгробий умершим (погибшим) военнослужащим, на самом деле таковым (заказчиком) не является. Заказчиками оказываемых ЗАО "ВМК" услуг по изготовлению и установке надгробия конкретному умершему (погибшему) военнослужащему являются иные лица (не Минобороны России), преимущественно родственники умерших (погибших) военнослужащих.
МАП России было установлено, что законодательством Российской Федерации каких-либо ограничений по кругу хозяйствующих субъектов, с которыми лица, заинтересованные в изготовлении и установке надгробия умершим (погибшим) военнослужащим, вправе заключить договор на выполнение соответствующих работ (оказание услуг), не установлено, как не установлена и необходимость проведения конкурса по отбору организации, которая будет обладать исключительным правом на выполнение таких работ (оказание услуг).
Анализ норм Бюджетного кодекса РФ позволил прийти к выводу, что если социальная гарантия определена в соответствующем законе как гарантированно предоставляемая определенная денежная компенсация гражданину, а не как гарантированно выполняемые работы (оказываемые услуги), то конкурс по отбору юридического лица, выполняющего для гражданина работы (оказывающего услуги), проводиться не может, поскольку фактически это будет являться определением со стороны государства конкретной стороны договора, заключаемого гражданином, что противоречит как ГК РФ, так и Закону о конкуренции.
Комиссией МАП России было установлено, что в результате совершаемых под предлогом наличия заключенного по результатам конкурса Договора согласованных действий между Минобороны России (его территориальными органами) и ЗАО "ВМК" (его структурными подразделениями) происходит разделение рынка работ (услуг) по изготовлению и установке памятников посредством выделения на нем самостоятельного сегмента, с четко ограниченным кругом исполнителей работ (услуг) (ЗАО "ВМК" и его дочерние организации) и кругом заказчиков - лиц, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение возмещения (компенсации) расходов, понесенных ими в связи с изготовлением и установкой надгробия умершему (погибшему) военнослужащему.
Указанные согласованные действия приводят к ограничению конкуренции (ограничение доступа на рынок и необоснованные препятствия деятельности хозяйствующим субъектам, благоприятствующие условия деятельности ЗАО "ВМК") и могут привести к устранению конкуренции на рынке работ (услуг) по изготовлению и установке надгробных памятников умершим (погибшим) военнослужащим.
Вместе с тем, статьей 8 Закона о конкуренции запрещается осуществление согласованных действий между федеральным органом исполнительной власти и хозяйствующим субъектом, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе согласованные действия, которые приводят или могут привести к разделу рынка по объему продаж либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков), ограничению доступа на рынок или устранению с него хозяйствующих субъектов, созданию привилегированных условий одному из хозяйствующих субъектов.
Учитывая изложенные обстоятельства, действия Минобороны России и ЗАО "ВМК" были квалифицированы, как нарушение статьи 8 Закона о конкуренции. На основании решения было выдано предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства, путем прекращения распространения действия условий заключенного между поименованными субъектами по результатам конкурса Договора на оказание услуг от 03.06.2002 на отношения, в которых заказчиком (лицом, заинтересованным в изготовлении и установке надгробия конкретному умершему (погибшему) военнослужащему) является не Минобороны России; отмены и внесения изменений в соответствующие акты Минобороны России и его структурных подразделений.
Решение и предписания МАП России были обжалованы ЗАО "ВМК" и Минобороны России в арбитражный суд. 1 марта 2004 г. суд отказал им в удовлетворении заявления, подтвердив законность и обоснованность решения и предписания МАП России.
Комментарии отключены.