Вслед за приобретением Стойленского ГОКа Новолипецкий металлургический комбинат готовит еще одну крупную сделку. НЛМК ведет переговоры о покупке двух крупнейших терминалов Санкт-Петербургского морского порта, на которые приходится более половины его грузооборота и выручки. По оценкам участников рынка, сумма сделки может превысить 100 млн долл.
Российские металлурги начали скупать порты 2-3 года назад. В 2001 г. "Северстальтранс" купил контрольные пакеты акций черноморского порта Туапсе и порта Восточный в Приморском крае - третьего и четвертого по грузообороту и выручке морских портов России. Спустя несколько месяцев собственными портами обзавелись "Евразхолдинг" (Находкинский морской торговый порт) и Магнитогорский меткомбинат (около 30% порта Владивосток). Компании объясняли это стремлением контролировать экспорт своего металла и влиять на тарифы портов.
Как отмечает газета "Ведомости", из крупных металлургических компаний собственных морских ворот не имел лишь НЛМК. Прошлой осенью он вел переговоры о покупке одного из портовых терминалов в Новороссийске - "Новорослесэкспорт", но его опередил альянс "НИКойла" и Русского генерального банка, заплативший за терминал более 50 млн долл. Судя по всему, НЛМК попытается достичь поставленной цели, купив терминалы в Питере, по крайней мере, так утверждают топ-менеджеры сразу трех транспортных компаний.
Крупнейшим оператором порта Санкт-Петербург является компания Nasdor Anstaldt из Лихтенштейна - она контролирует крупные пакеты акций семи грузоперевалочных (стивидорных) терминалов. Шесть из них управляются холдингом ОАО "Морской порт Санкт-Петербург ", в котором Nasdor принадлежит 50% плюс одна акция, еще около 28.8% акций владеет КУГИ Санкт-Петербурга и 20.2% - Минимущества РФ.
В 2003 г. терминалы холдинга обработали около 22 млн т грузов. По предварительным данным, за прошлый год суммарная выручка группы составила 201 млн долл., прибыль - 41 млн долл.
Как рассказал "Ведомостям" источник, близкий к акционерам Морского порта Санкт-Петербург, двумя главными компаниями холдинга - Первой и Второй стивидорными компаниями ("Перстико" и "Вторстико") - заинтересовался председатель совета директоров и основной владелец НЛМК Владимир Лисин. Они работают на причалах первого и второго из четырех грузовых районов порта и специализируются на перевалке металлов, и, по оценке источника, близкого к порту, на них приходится около 40% грузооборота холдинга. Размер продаваемого пакета и сумма сделки еще не определены.
По данным петербургской Регистрационной палаты, в обоих терминалах Морскому порту Санкт-Петербург принадлежит по 19% акций. По словам председателя совета директоров холдинга Андрея Кобзаря, остальные 81% принадлежат двум кипрским компаниям, близким к Nasdor Anstaldt, владеющей контрольным пакетом акций и самого холдинга. Сам А.Кобзарь говорит, что представляет в совете директоров интересы Nasdor Anstaldt.
Официальный представитель НЛМК Андрей Сидоров не подтверждает интереса комбината к питерским портам, а А.Кобзарь отказался комментировать переговоры о продаже части порта, сославшись на соглашение о конфиденциальности. По его словам, потенциальный покупатель, назвать которого он отказался, сейчас проводит due diligence.
Впрочем, один из источников, знакомых с ходом переговоров, полагает, что сумма сделки может составить около 120 млн долл. О том же говорит топ-менеджер другой транспортной компании: "Насколько я слышал, акционерам порта предложили хорошую цену, поэтому они согласились продать часть портовых терминалов, а сами сосредоточатся на контейнерном бизнесе". Еще один собеседник в транспортных кругах уверен, что частичная продажа морпорта Санкт-Петербург - следствие разногласий между акционерами Nasdor, один из которых решил выйти из бизнеса и зафиксировать прибыль. Источники, близкие к акционерам порта, не стали комментировать это.
Рубен Тертерян, директор петербургского Агентства специальных исследований, считает, что владельцы контрольного пакета акций морпорта утратили интерес к перевалке металлов. "США и Европа перестали быть основными потребителями русского металла. Поток перенаправился в Юго-Восточную Азию. Поэтому перевалка черных металлов в петербургском порту за прошлый год упала почти на 20%", - отмечает аналитик. Однако, по его словам, НЛМК сможет поднять перевалку на прежний уровень. "Географически Новолипецк расположен таким образом, что выгоднее привезти продукцию комбината в Петербург и оттуда морем отправить в Китай, чем везти металл в Азию по железной дороге", - считает Р.Тертерян.
Комментарии отключены.