МАП предписал ФЭК, группе лиц "Газпрома" и "Межрегионгазу" прекратить нарушение антимонопольного законодательства

МАП России признал в действиях ФЭК России и группы лиц ОАО "Газпром", ООО "Межрегионгаз" нарушение статьи 8 закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", выразившегося в совершении согласованных действий федерального органа исполнительной власти и хозяйствующего субъекта. Об этом МФД-ИнфоЦентр сообщили в МАПе.

В МАП России и его теруправления (Астраханское, Краснодарское, Ростовское и другие) поступают обращения хозяйствующих субъектов с жалобами на действия ФЭК России и группы лиц: ОАО "Газпром", ООО "Межрегионгаз" и региональных компаний по реализации газа (далее ООО "…регионгаз"), которые направлены на устранение газораспределительных организаций (далее ГРО) с региональных рынков поставки (реализации) газа потребителям по регулируемым ценам. В обращениях заявителей указывается, что ФЭК России проводит совещания с участием представителей ООО "Межрегионгаз", ОАО "Газпром", ООО "…регионгаз", ГРО, входящих в эту группу лиц, и представителей региональных энергетических комиссий, на которых принимает решения о передаче ООО "…регионгаз" функций по реализации газа населению в полном объеме с подписанием соответствующих протоколов.

Кроме того, заявители отмечают, что при несогласии ГРО добровольно уйти с рынка газа, ФЭК России использует свои властные полномочия и другие меры воздействия, в том числе затягивание сроков пересмотра для ГРО тарифов на услуги по транспортировке газа, что приводит к убыточности предприятий, не рассматривает заявления ГРО по установлению размера платы за снабженческо-сбытовые услуги (далее ПССУ).

По данным фактам в МАП России было возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Представители ФЭК России на заседании Комиссии по данному делу сообщили, что размер ПССУ утверждается только ООО "…регионгаз", так как они имеют ресурсы для реализации (поставки) газа на территории субъектов РФ. Размер ПССУ не установлен ни одному ГРО, так как ГРО с заявлениями об установлении им ПССУ не обращались (однако уже в ходе рассмотрения дела представитель ФЭК подтвердил, что на рассмотрении находятся заявления нескольких ГРО об установлении им размера ПССУ, но решения по ним не приняты). По собственной инициативе ФЭК России для действующих поставщиков газа в 2003 году ПССУ не устанавливал. Однако, судя по тому, что, по мнению ФЭК России, ГРО не должно совмещать функции по транспортировке газа и его реализации, ФЭК России и не собирается этого делать. По мнению представителей ОАО "Газпром" и ООО "Межрегионгаз", реализацию (сбыт) газа потребителям, в том числе населению, в субъектах РФ должны осуществлять только ООО "…регионгаз", входящие с ними в одну группу лиц, так как они являются собственниками газа. Представители ОАО "Газпром" и ООО "Межрегионгаз" также высказались за необходимость разделения функций сбыта и услуг по транспортировке путем запрета на осуществление сбытовой деятельности для ГРО.

Комиссией МАП России документально были подтверждены факты согласованных действий, направленных на устранение ГРО с рынка поставки (реализации) газа конечным потребителям. Во исполнение пунктов протоколов совещаний (утвержденных зам. председателя ФЭК России) ООО "…регионгазы" предлагают ГРО расторгнуть договоры на поставку газа потребителям. Формально для рассмотрения на этих совещаниях, которые проводились по типовой схеме в разных регионах, заявлялись вопросы установления тарифов, но фактически принимались решения по передаче функции по реализации газа потребителям региона в полном объеме ООО "…регионгаз". Вместе с тем, к компетенции ФЭК России не относится определение условий ведения хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности, а также координация деятельности хозяйствующих субъектов на рынках газа.

Комиссия установила, что согласованные действия ФЭК России, ОАО "Газпром" и ООО "Межрегионгаз" уже привели к нарушению антимонопольного законодательства на соответствующих региональных товарных рынках, что подтверждено решениями судов в Астраханской и Ростовской областях. Так, ООО "Ростоврегионгаз", входящий в группу лиц ОАО "Газпром", ссылаясь, в частности, на протокол совещания в ФЭК России, письмами, направленными в ГРО Ростовской области, обязало последних уведомить всех потребителей (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), у которых с ГРО заключены двусторонние договоры на поставку газа, о прекращении действия двусторонних договоров и необходимости заключить трехсторонние договоры на поставку и транспортировку газа с ООО "Ростоврегионгаз" и ГРО. В этих же письмах ООО "Ростоврегионгаз" указало, что деятельность гор(рай)межрайгазов, как поставщиков газа должна быть прекращена, и, что юрлицам и индивидуальным предпринимателям, не заключившим трехсторонние договоры на поставку и транспортировку газа, будет прекращена поставка газа. По данному факту Ростовским ТУ МАП России ООО "Ростоврегионгаз" выдано предписание о прекращении нарушения статей 5 и 10 Закона "О конкуренции…", которое решением суда оставлено без изменения.

ОАО "Газпром" и ООО "Межрегионгаз" в составе группы лиц включены в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, по товарной группе добыча, транспортировка и реализация природного газа с долей на рынке в границах Российской Федерации более 65%.. ООО "…регионгаз" - 52 дочерних общества ООО "Межрегионгаз", также занимают доминирующее положение на рынках поставки (реализации) газа и, как правило, включены в региональные разделы данного Реестра по товарной группе реализация природного (сетевого) газа с долей на региональном рынке более 65%. На деятельность ООО "Межрегионгаз" и ООО "…регионгаз" распространяются требования ст.5 Закона "О конкуренции…", которая запрещает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, необоснованно отказывать отдельным покупателям в заключении договора поставки (купли-продажи) соответствующего товара, в данном случае газа. Вместе с тем, в материалах дела имеются документы о предложении ГРО передать ООО "…регионгаз" всех потребителей газа. В противном случае предложено найти других поставщиков газа независимых от ОАО "Газпром".

ООО "…регионгаз" и ГРО не добывают газ, а приобретают его для последующей поставки (реализации) конечным потребителям. Цена на газ потребителям складывается из оптовой цены на газ, тарифа на транспортировку по распределительным сетям, и ПССУ. При установлении названным организациям размера ПССУ, они становятся конкурентами на региональных рынках поставки (реализации) газа и потребители будут иметь возможность выбора поставщика газа с меньшими снабженческо-сбытовыми затратами. Однако ФЭК России установил размер ПССУ лишь 53 хозяйствующим субъектам (52 - ООО "…регионгаз" и ООО "Межрегионгаз", входящим в группу лиц ОАО "Газпром") и ЗАО "Уралсевергаз" (также единственного в своем регионе поставщика газа по регулируемым ценам потребителям, кроме населения, в котором отсутствует ООО "…регионгаз"). Методические документы ФЭК допускают существование на территории субъекта РФ нескольких поставщиков, реализующих сетевой газ, в том числе - населению. В соответствии с ними разногласия по договорам не являются основанием для отказа в принятии ФЭК России решения по установлению ГРО размера ПССУ. Однако ФЭК России, принимая решения по тарифам на транспортировку по сетям ГРО, решений по установлению ПССУ для ГРО не принимает. Это нарушает Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории РФ, утвержденные Правительством РФ, согласно которым регулирование должно осуществляться исходя из развития, в частности, внутриотраслевой (в сфере поставок газа) конкуренции.

Комиссией МАП России не приняты доводы ФЭК России, ОАО "Газпром" и ООО "Межрегионгаз" о том, что ГРО не должны совмещать функции по транспортировке газа и его реализации. Гражданские права юридических лиц могут быть ограничены только на основании Федерального закона (ч.2 ст. 1 ГК РФ). Раздельный учет затрат по видам деятельности и лишение права газораспределительных организаций осуществлять определенные виды деятельности не равнозначны. Более того, введение раздельного учета продукции (услуг) и затрат, раздельное ценообразование на потенциально конкурентных (поставка и сбыт) и естественно-монопольных рынках не предполагает и не может предполагать появление на потенциально конкурентных рынках поставки и сбыта газа только одного хозяйствующего субъекта, что в конечном итоге противоречило бы Указу Президента РФ от 28.04.97г. № 426 "Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий", предусматривающего стимулирование конкуренции в потенциально конкурентных видах хозяйственной деятельности.

По данным целого ряда теруправлений МАП России, согласованные действия ОАО "Газпром", ООО "Межрегионгаз" и ФЭК России по передаче функций поставщика газа региональным компаниям по реализации газа, входящим в группу лиц ОАО "Газпром" приводят (могут привести) к монополизации ими региональных рынков поставки (реализации) природного газа конечным потребителям газа и/или могут привести к усилению их доминирующего положения и устранению конкуренции на соответствующих рынках. Эти действия приводят (могут привести) также к ущемлению интересов потребителей. Имеются данные теруправлений МАП России и РЭК о том, что установленные для ООО "…регионгазов" размеры ПССУ от десятка процентов до нескольких раз превышают размеры аналогичных плат, предлагаемых ГРО в их обращениях на утверждение ПССУ в ФЭК России. Что в свою очередь, ведет к повышению цен на газ для потребителей, в том числе для населения. Конкурентное преимущество ООО "…регионгаз" обеспечивается в результате согласованных действий регулятора и хозяйствующего субъекта, при этом потребителям искусственно ограничивается возможность самостоятельного выбора поставщиков газа.

По результатам рассмотрения дела Комиссией было принято решение о признании в действиях ФЭК России и группы лиц ОАО "Газпром", ООО "Межрегионгаз" факта нарушения статьи 8 Закона РСФСР от 22.03.91г. № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", выразившиегося в совершении согласованных действий федерального органа исполнительной власти и хозяйствующего субъекта, которые приводят (могут привести) к ограничению конкуренции и ущемлению интересов хозяйствующих субъектов, к устранению с региональных рынков поставки (реализации) газа конечным потребителям иных хозяйствующих субъектов, в том числе не входящих в группу лиц ОАО "Газпром". ФЭК России, ОАО "Газпром", и ООО "Межрегионгаз" по данному делу выдано предписание о прекращении нарушения ст. 8 Закона РСФСР от 22.03.91г. № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Другие новости

06.02.2004
12:50
В связи со взрывом в метро московские правоохранительные органы разыскивают "мужчину 30-35 лет кавказской внешности"
06.02.2004
12:40
Минфин доразместил ОФЗ-АД выпуска 46001 на 656.003 млн руб
06.02.2004
12:38
По расчетам аналитиков ОФГ, при принятии решения об увеличении налоговой нагрузки, рентабельность EBITDA нефтяной отрасли в 2005 г. снизится на 24%, а в 2006 г . – на 26%
06.02.2004
12:29
"Дальсвязь" продаст ООО "МС Директ" пакеты акций в 3-х операторах сотовой связи стандарта NMT-450 за 550 тыс. долл
06.02.2004
12:20
МАП предписал ФЭК, группе лиц "Газпрома" и "Межрегионгазу" прекратить нарушение антимонопольного законодательства
06.02.2004
12:10
Компания Matsushita Electric Industrial увеличила чистую прибыль в III финансовом квартале на 8% до 24.2 млрд иен с 22.4 млрд иен годом ранее, лучше прогнозов
06.02.2004
12:00
ЦИК зарегистрировал С.Миронова кандидатом в президенты РФ
06.02.2004
11:53
Телефон "горячей линии" для получения информации о пострадавших в результате взрыва в метро
06.02.2004
11:50
Спасательные работы на месте взрыва в метро завершены, все пострадавшие эвакуированы
Комментарии отключены.