Украина приняла решение об эксплуатации нефтепровода Одесса-Броды в прямом режиме, отказавшись от российского "реверсного" варианта, заявил в среду журналистам вице-премьер Украины Андрей Клюев.
Напомним, что Россия предлагала использовать нефтепровод Одесса-Броды в реверсном режиме. За реверс в основном боролась Тюменская нефтяная компания (ТНК), поэтому можно сказать и так - проиграла от этого решения в основном ТНК.
Для российской стороны это заявление прозвучало несколько неожиданно, поскольку еще в конце января текущего года президент РФ Владимир Путин в рамках визита в Украину, как ожидалось, должен был подписать соглашение с Украиной о реверсном использовании нефтепровода. Однако ожидаемого подписания не произошло, и многие тогда объяснили это лишь технической недоработкой соглашения. Однако теперь стало ясно, что это скорее политическое решение - Украина идет на сближение с ЕС, которого России пока достичь не удается. В данном случае речь не шла об усилении энергозависимости от России - транзит нефти по трубе Одесса-Броды не сравним с масштабами транзита российского газа. Объем прокачки российской нефти по трубопроводу Одесса-Броды мог бы составить только около 9 млн т.
Это лишь часть реализации планов Украины по вступлению в ЕС раньше России. "Западники" победили в борьбе над "славянофилами". России стоит поучиться у европейцев и американцев лоббировать (отстаивать) свои интересы на государственном уровне. Интересы США в прямом варианте также очевидны - американские компании имеют долю в каспийских проектах и заинтересованы в увеличении прокачки каспийской нефти.
Реализация проекта реверса трубы Одесса-Броды частично отражала эту борьбу. В начале октября 2003 г. наблюдательный совет ОАО "Укртранснефть" (трубопроводный украинский оператор) утвердил решение о заполнении нефтепровода "Одесса-Броды" нефтью Urals в размере 420 тыс. т, предоставленной компанией ТНК-BP в кредит сроком на 3 года. ОАО "ТНК" заявило о готовности транспортировать по трубопроводу "Одесса-Броды" 9 млн т нефти в год. Это решение было принято после того, как в конце сентября 2003 г. ТНК-ВР заявила, что отзовет предложение о поставке "Укртранснефте" до 450 тыс. т российской нефти на условиях кредита сроком на 3 года для заполнения трубопровода "Одесса-Броды", если Украина не примет его до 8 октября 2003 г. При реализации реверсного варианта через трубу Одесса - Броды российская нефть шла бы из магистрального трубопровода "Дружба" в направлении терминала "Южный" (Одесса), где бы перегружалась в танкеры для поставок в Южную Европу и Северную Африку.
Нельзя исключать, что заявление А.Клюева вскоре будет дезавуировано.
Напомним, что нефтепровод "Одесса-Броды" протяженностью 674 км и пропускной способностью 9-14.5 млн т в год был построен в 2001 г., как первая очередь Евразийского нефтетрубопровода "Одесса-Броды-Гданьск". Мощность всего трубопровода позволила бы получать Европе 40 млн т нефти ежегодно при цене прокачке в 5.2 долл. за тонну. Теперь это проект получил продолжение.
При эксплуатации нефтепровода в прямом направлении Украина будет нефть с каспийских месторождений переваливать в терминале "Южный" (Одесса) в нефтепровод Одесса-Броды, которая далее пойдет на НПЗ Европы - в первую очередь, Чехии и Германии.
Тем не менее, исключая политическую составляющую нельзя забывать, что труба "Одесса-Броды-Гданьск" изначально проектировался для прокачки каспийской нефти сначала по нефтепроводу Тенгиз (Казахстан)-порт Новороссийск (Россия) или Баку (Азербайджан)-порт Супса (Грузия), в портах нефть переваливалась бы на танкеры для поставок по Черному морю до терминала Южный в Одессе.
Комментарии отключены.