Инфляция в России на потребительском рынке в годовом выражении (январь-декабрь 2003 г.к январю-декабрю предыдущего года) составила 13.7%, против 15.8% в 2002 году. Об этом говорится в обзоре ЦБ РФ.
Базовая инфляция в декабре 2003 г.составила 1%, а за период с начала года - 11.2% (в 2002 г.- 10.2%). По оценкам, за счет роста цен на группу товаров и услуг, входящих в расчет базового индекса потребительских цен, в 2003 г. было получено 9.1 п.п, или 75.9%, общего прироста цен на потребительском рынке, против 8.4 п.п., или 55.6%, в 2002 году.
По итогам 2003 г. базовая инфляция превысила ориентир, верхняя граница которого составляла 8.5%. На 2003 г. предусматривалось замедление общего уровня инфляции в 1.26 раза. При этом базовая инфляция должна была быть снижена в 1.20 раза, что несколько меньше, чем предполагаемое замедление общего уровня инфляции. По итогам 2003 г. динамика цен на непродовольственные товары в целом соответствовала необходимому снижению базовой инфляции.
Одним из основных факторов, повлиявших в 2003 г. на динамику базовой инфляции, является более высокий по сравнению с предыдущим годом рост цен на продовольственные товары без учета плодоовощной продукции, имеющие значительный удельный вес (по оценкам, 61.7%) в потребительской корзине, используемой для расчета базового индекса потребительских цен.Ускорение роста цен на эти товары, прежде всего, было связано с ростом цен на хлеб и хлебобулочные изделия вследствие ожиданий невысокого урожая зерновых в 2003 году.
Таким образом, в 2003 г.высокий уровень базовой инфляции в основном связан с более интенсивным, чем в предыдущем году, ростом цен на продовольственные товары, зависящим от роста цен на зерновые культуры.
В декабре 2003 г. продовольственные товары в целом подорожали на 1.5%, а по отношению к декабрю 2002 г. - на 10.2%. За 2002 г. эта группа товаров стала дороже на 11%. В декабре 2003 г. цены на плодоовощную продукцию повысились на 4.1%, однако по отношению к декабрю 2002 г. плодоовощная продукция стала дешевле на 4.2% (в 2002 г. она подорожала на 33.3%).
В декабре 2003 г. прирост цен на продовольственные товары без учета плодоовощной продукции составил 1.2%, а по отношению к декабрю предыдущего года - 11.8%, против 8.5% в 2002 году. В 2003 г.за счет роста цен на эту группу товаров было обеспечено 5.9 п.п., или 49.1%, общего прироста цен на потребительском рынке, против соответственно 3.9 п.п. и 25.9% в 2002 году.
В декабре 2003 г. цены на непродовольственные товары возросли на 0.6%. По отношению к декабрю предыдущего года в декабре 2003 г. прирост цен на эту группу товаров составил 9.2% (в 2002 г. этот показатель был равен 10.9%). По итогам года среди непродовольственных товаров более всего подорожали бензин автомобильный - на 16.8%, трикотажные изделия - на 11.4% и одежда и белье - на 10.7%.
В 2003 г. за счет роста цен на непродовольственные товары было получено 2.5 п.п., или 21%, общего прироста потребительских цен против 3.5 п.п., или 23.5%, в предыдущем году .
Замедление по сравнению с 2002 г. роста цен на непродовольственные товары в значительной степени было обусловлено динамикой валютного курса. Достаточно высокий рост цен на продовольственные товары без плодоовощной продукции был связан с сокращением предложения зерновых культур и, соответственно, хлеба и хлебобулочных изделий. Влияние валютного курса на цены на продовольственные товары проявлялось преимущественно через динамику цен в пищевой промышленности, где наиболее высокий удельный вес используемого импортного сырья.
Потребительские цены в 2003 г. формировались под воздействием комплекса факторов. Прежде всего это внешнеэкономическая конъюнктура, от которой зависит не только динамика производства и цен в отраслях экономики, но и поступление валютной выручки в страну, и возможности регулирования валютного курса и денежного предложения. В 2003 г. устойчивый платежный баланс позволял проводить взвешенную денежно- кредитную политику, направленную на дальнейшее снижение инфляции и обеспечение плавной динамики валютного курса. Увеличение экспорта способствовало росту притока в страну иностранной валюты, что создавало предпосылки для укрепления национальной денежной единицы.
Напомним, что инфляция в России по данным Госкомстат РФ в декабре 2003 г. составила 1.1%, в целом за 2003 г. - 12%. В том числе индекс потребительских цен на продовольственные товары в декабре составил 101.5%, (за весь 2003 г. - 110.2%); на непродовольственные товары - 100.6% (за весь 2003 г. - 109.2%); на платные услуги населению - 100.9% (за весь 2003 г. - 122.3%). Инфляция в России в 2002 г. составила 15.1%, в 2001 г. - 18.6%.
Комментарии отключены.