Главное контрольное управление президента РФ: Минсельхоз России не выполняет возложенные на него задачи, предусмотренные положением о министерстве (часть II)

Минсельхоз России не выполняет возложенные на него задачи, предусмотренные положением о министерстве, по реализации мер государственного регулирования его поставок на внешний рынок. Такой вывод содержится в отчете Главного контрольного управления президента, которое проверило деятельность Минсельхоза России и органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации.

Развитие производства зерна и зернового рынка сдерживает имеющийся диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и других отраслей экономики. Для решения этого вопроса постановлением правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1062 образована Межведомственная комиссия по разработке условий оптимизации ценовых соотношений между продукцией сельского хозяйства и других отраслей экономики, возглавляемая заместителем председателя правительства Российской Федерации Министром сельского хозяйства Российской Федерации А.В.Гордеевым.

Однако комиссия ни разу рабочие совещания не проводила, никаких решений и рекомендаций не принимала.

Минсельхозом России до настоящего времени не разработана федеральная целевая программа по созданию условий оптимизации ценовых соотношений между продукцией сельского хозяйства и других отраслей экономики, предусмотренная постановлением правительства Российской Федерации от 16 марта 1999 г. № 295 "О ценовой политике в сфере агропромышленного производства" (срок - второй квартал 1999 г.).

В министерстве этим вопросом не занимаются. На государственном уровне проблема остается нерешенной.

Только за 9 месяцев текущего года по сравнению с тем же периодом 2002 года цены на промышленную продукцию и услуги, потребляемые сельским хозяйством, возросли на 14.5%, а на сельскохозяйственную продукцию - всего на 3.8%.

Негативно сказываются на функционировании рынка зерна ограниченные транспортные возможности и неразвитая портово-перевалочная инфраструктура. Парк вагонов-зерновозов длительное время не обновляется и за последние два года сократился на 5%.

В ряде портов (Азов и Таганрог) работы ведутся без применения современных технологий отгрузки. В период массовых перевозок российские порты не справляются с обработкой поступающих вагонов с зерном. В прошлом году только в Новороссийском морском порту простаивало в ожидании разгрузки до 2000 вагонов.

Не в полной мере используются возможности речных внутренних перевозок, затраты на которые в 2-3 раза ниже, чем на железнодорожные.

Закупочные и товарные интервенции не стали механизмом эффективного государственного регулирования зернового рынка. Законом предусмотрено государственное регулирование цен на зерно и продукты его переработки путем проведения указанных интервенций. Правила осуществления закупочных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции утверждены постановлением правительства Российской Федерации от 3 августа 2001 г. №580, согласно которым Минсельхоз России ежегодно до 1 июня должен определить предельные уровни цен на сельскохозяйственную продукцию, при достижении которых начинаются и завершаются закупочные интервенции. В 2002 году при снижении цен на 20% уже в июле предложения о проведении интервенций в правительство Российской Федерации были внесены Минсельхозом России необоснованно поздно, лишь в октябре. Торги начались в ноябре, когда сельхозтоваропроизводители уже реализовали значительную часть урожая по заниженным ценам.

Несмотря на то, что в ходе интервенции цены на зерно возросли на 10%, из-за несвоевременного ее проведения финансовое положение большинства сельхозпроизводителей кардинально не улучшилось. Производственная себестоимость 1 тонны зерна возросла на 5%, а выручка от продажи сократилась на 21%, рентабельность уменьшилась с 46% до 10%. Прибыли получено всего около 6 млрд руб., что в 3.5 раза меньше, чем в 2001 году. Значительная часть хозяйств лишились оборотных средств. Недостаток финансовых ресурсов не позволил им своевременно и качественно подготовиться к предстоящему периоду сезонных полевых работ. В текущем году посевные площади под зерновыми культурами вновь сократились на 5 млн га, или на 11.8%.

В 2003 году валовой сбор зерна составил 69.2 млн тонн при расчетной потребности в 71.9 млн тонн. Минсельхоз России не выполняет возложенные на него задачи, предусмотренные положением о министерстве, по реализации мер государственного регулирования его поставок на внешний рынок. До настоящего времени нормативные документы, регулирующие эти вопросы, не разработаны. Продолжается бесконтрольный экспорт зерна.

В результате только за 9 месяцев текущего года его поставлено на внешний рынок уже около 7 млн тонн, или на треть больше прогнозируемых объемов. По мнению экспертов, проблему обеспечения внутреннего рынка зерном в предстоящий период без импортных поставок решить маловероятно. Ситуация усугубляется тем, что под урожай 2004 года на 1.4 млн га (10.1%) меньше посеяно озимых культур.

Создавшийся дефицит зерна уже привел к значительному повышению цен на него и соответственно на продукцию мукомольной, крупяной, хлебопекарной и комбикормовой промышленности. В Алтайском крае с начала года рост цен на хлеб составил в среднем 21-27%, на муку пшеничную - 63%, на пшено - 14%, на вермишель - 24%. В Омской области хлебобулочные изделия подорожали на 25.7%.

С целью стабилизации цен на сельскохозяйственную продукцию в соответствии с законодательством Минсельхоз России должен проводить товарные интервенции. Правилами, утвержденными постановлением правительства Российской Федерации от 3 августа 2001 г. № 580, предусматривается определение до 1 декабря года, предшествующего их проведению, уровней цен на сельскохозяйственную продукцию, при достижении которых они осуществляются.

Учитывая, что в 2002 году это условие Минсельхозом России не было выполнено, в текущем году товарные интервенции не проводились. До 1 декабря с.г. министерство также не определило необходимый уровень цен на 2004 год, что в случае необходимости не позволит провести товарные интервенции и в следующем году.

Неудовлетворительно решается проблема реструктуризации задолженности сельхозпредприятий. Принятый в 2002 году федеральный закон "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" органами исполнительной власти отдельных регионов выполняется неудовлетворительно. До настоящего времени не завершена работа по заключению соглашений о реструктуризации задолженности. В Алтайском крае и Омской области их оформили всего треть организаций, в Ростовской области не подписано ни одного соглашения.

Финансовое положение хозяйств усугубляется тем, что органы исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации не завершили передачу в муниципальную собственность объектов социальной и инженерной инфраструктуры. На балансе сельскохозяйственных организаций до сих пор остаются 29.4 млн кв м жилого фонда, значительное количество детских дошкольных учреждений, образовательных школ, клубов и домов культуры, медицинских учреждений, автомобильных дорог и других объектов социального назначения, на содержание которых они ежегодно затрачивают более 4 млрд рублей.

Только в Ставропольском крае в 2002 году затраты сельскохозяйственных предприятий на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы составили 136.6 млн рублей, или 34.5% от всех средств федерального бюджета, выделенных на финансирование аграрного комплекса края.

Учитывая изложенное и в целях исправления создавшегося положения в сфере производства зерна и развития зернового рынка, представляется целесообразным предложить Правительству Российской Федерации: подготовить и внести в установленном порядке предложения по совершенствованию действующего законодательства, регулирующего сферу производства и реализации сельхозпродукции в рыночных условиях хозяйствования; рассмотреть вопрос о внесении изменений в федеральный закон "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей", позволяющих большинству предприятий реально участвовать в процедуре реструктуризации своих долгов; обеспечить выполнение законодательства по формированию федерального фонда сельхозпродукции; принять меры по разработке федеральной целевой программы обеспечения устойчивого производства и развития рынка зерна на период до 2010 года "Зерно" и программы создания условий оптимизации ценовых соотношений между продукцией сельского хозяйства и других отраслей экономики, включающих комплекс организационных и экономических мер, обеспечивающих повышение эффективности функционирования зернового рынка; рассмотреть вопрос об ускорении завершения процесса передачи в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального и социально-культурного назначения, находящихся на балансе сельскохозяйственных предприятий; рассмотреть вопрос о создании информационного банка данных о наличии зерна в региональных фондах и у сельхозтоваропроизводителей, позволяющего своевременно принимать меры оперативного регулирования рынка.

Результаты проверки доложены президенту Российской Федерации В.Путину.

По поручению Главы государства информация по результатам проверки направлена в правительство Российской Федерации и полномочным представителям президента Российской Федерации в федеральных округах для рассмотрения и принятия соответствующих мер.

Другие новости

29.12.2003
14:02
"Сибирьтелеком" планирует в I полугодии 2004 г. разместить трехлетний облигационный займ объемом 2 млрд руб
29.12.2003
13:55
ФКЦБ зарегистрировала отчет об итогах выпуска обыкновенных акций ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей" объемом 863.7 млн руб
29.12.2003
13:51
"Мечел" планирует в конце 2005 г. ввести в эксплуатацию новый аглокомплекс стоимостью 53.3 млн долл
29.12.2003
13:44
Глава "Газпрома" А.Миллер и глава Карелии С.Катанандов рассмотрели вопросы по завершению строительства газопровода-отвода "Петрозаводск-Кондопога"
29.12.2003
13:37
Главное контрольное управление президента РФ: Минсельхоз России не выполняет возложенные на него задачи, предусмотренные положением о министерстве (часть II)
29.12.2003
13:31
"ЛУКОЙЛ-Коми" добудет в 2003 г. около 8.5 млн т, что соответствует уровню 2002 г. - предварительные данные
29.12.2003
13:29
ФКЦБ зарегистрировала выпуск отчет об итогах выпуска обыкновенных акций ОАО "Караидель" на 1.99 млрд руб
29.12.2003
13:23
Госдолг Санкт-Петербурга за 11 месяцев снизился на 5.4% до 12.969 млрд руб
29.12.2003
13:21
В.Путин призвал депутатов сосредоточиться на законопроектах, связанных с качеством жизни россиян и с экономикой
Комментарии отключены.