Минсельхоз России не выполняет возложенные на него задачи, предусмотренные положением о министерстве, по реализации мер государственного регулирования его поставок на внешний рынок. Такой вывод содержится в отчете Главного контрольного управления президента, которое проверило деятельность Минсельхоза России и органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации.
Развитие производства зерна и зернового рынка сдерживает имеющийся диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и других отраслей экономики. Для решения этого вопроса постановлением правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1062 образована Межведомственная комиссия по разработке условий оптимизации ценовых соотношений между продукцией сельского хозяйства и других отраслей экономики, возглавляемая заместителем председателя правительства Российской Федерации Министром сельского хозяйства Российской Федерации А.В.Гордеевым.
Однако комиссия ни разу рабочие совещания не проводила, никаких решений и рекомендаций не принимала.
Минсельхозом России до настоящего времени не разработана федеральная целевая программа по созданию условий оптимизации ценовых соотношений между продукцией сельского хозяйства и других отраслей экономики, предусмотренная постановлением правительства Российской Федерации от 16 марта 1999 г. № 295 "О ценовой политике в сфере агропромышленного производства" (срок - второй квартал 1999 г.).
В министерстве этим вопросом не занимаются. На государственном уровне проблема остается нерешенной.
Только за 9 месяцев текущего года по сравнению с тем же периодом 2002 года цены на промышленную продукцию и услуги, потребляемые сельским хозяйством, возросли на 14.5%, а на сельскохозяйственную продукцию - всего на 3.8%.
Негативно сказываются на функционировании рынка зерна ограниченные транспортные возможности и неразвитая портово-перевалочная инфраструктура. Парк вагонов-зерновозов длительное время не обновляется и за последние два года сократился на 5%.
В ряде портов (Азов и Таганрог) работы ведутся без применения современных технологий отгрузки. В период массовых перевозок российские порты не справляются с обработкой поступающих вагонов с зерном. В прошлом году только в Новороссийском морском порту простаивало в ожидании разгрузки до 2000 вагонов.
Не в полной мере используются возможности речных внутренних перевозок, затраты на которые в 2-3 раза ниже, чем на железнодорожные.
Закупочные и товарные интервенции не стали механизмом эффективного государственного регулирования зернового рынка. Законом предусмотрено государственное регулирование цен на зерно и продукты его переработки путем проведения указанных интервенций. Правила осуществления закупочных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции утверждены постановлением правительства Российской Федерации от 3 августа 2001 г. №580, согласно которым Минсельхоз России ежегодно до 1 июня должен определить предельные уровни цен на сельскохозяйственную продукцию, при достижении которых начинаются и завершаются закупочные интервенции. В 2002 году при снижении цен на 20% уже в июле предложения о проведении интервенций в правительство Российской Федерации были внесены Минсельхозом России необоснованно поздно, лишь в октябре. Торги начались в ноябре, когда сельхозтоваропроизводители уже реализовали значительную часть урожая по заниженным ценам.
Несмотря на то, что в ходе интервенции цены на зерно возросли на 10%, из-за несвоевременного ее проведения финансовое положение большинства сельхозпроизводителей кардинально не улучшилось. Производственная себестоимость 1 тонны зерна возросла на 5%, а выручка от продажи сократилась на 21%, рентабельность уменьшилась с 46% до 10%. Прибыли получено всего около 6 млрд руб., что в 3.5 раза меньше, чем в 2001 году. Значительная часть хозяйств лишились оборотных средств. Недостаток финансовых ресурсов не позволил им своевременно и качественно подготовиться к предстоящему периоду сезонных полевых работ. В текущем году посевные площади под зерновыми культурами вновь сократились на 5 млн га, или на 11.8%.
В 2003 году валовой сбор зерна составил 69.2 млн тонн при расчетной потребности в 71.9 млн тонн. Минсельхоз России не выполняет возложенные на него задачи, предусмотренные положением о министерстве, по реализации мер государственного регулирования его поставок на внешний рынок. До настоящего времени нормативные документы, регулирующие эти вопросы, не разработаны. Продолжается бесконтрольный экспорт зерна.
В результате только за 9 месяцев текущего года его поставлено на внешний рынок уже около 7 млн тонн, или на треть больше прогнозируемых объемов. По мнению экспертов, проблему обеспечения внутреннего рынка зерном в предстоящий период без импортных поставок решить маловероятно. Ситуация усугубляется тем, что под урожай 2004 года на 1.4 млн га (10.1%) меньше посеяно озимых культур.
Создавшийся дефицит зерна уже привел к значительному повышению цен на него и соответственно на продукцию мукомольной, крупяной, хлебопекарной и комбикормовой промышленности. В Алтайском крае с начала года рост цен на хлеб составил в среднем 21-27%, на муку пшеничную - 63%, на пшено - 14%, на вермишель - 24%. В Омской области хлебобулочные изделия подорожали на 25.7%.
С целью стабилизации цен на сельскохозяйственную продукцию в соответствии с законодательством Минсельхоз России должен проводить товарные интервенции. Правилами, утвержденными постановлением правительства Российской Федерации от 3 августа 2001 г. № 580, предусматривается определение до 1 декабря года, предшествующего их проведению, уровней цен на сельскохозяйственную продукцию, при достижении которых они осуществляются.
Учитывая, что в 2002 году это условие Минсельхозом России не было выполнено, в текущем году товарные интервенции не проводились. До 1 декабря с.г. министерство также не определило необходимый уровень цен на 2004 год, что в случае необходимости не позволит провести товарные интервенции и в следующем году.
Неудовлетворительно решается проблема реструктуризации задолженности сельхозпредприятий. Принятый в 2002 году федеральный закон "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" органами исполнительной власти отдельных регионов выполняется неудовлетворительно. До настоящего времени не завершена работа по заключению соглашений о реструктуризации задолженности. В Алтайском крае и Омской области их оформили всего треть организаций, в Ростовской области не подписано ни одного соглашения.
Финансовое положение хозяйств усугубляется тем, что органы исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации не завершили передачу в муниципальную собственность объектов социальной и инженерной инфраструктуры. На балансе сельскохозяйственных организаций до сих пор остаются 29.4 млн кв м жилого фонда, значительное количество детских дошкольных учреждений, образовательных школ, клубов и домов культуры, медицинских учреждений, автомобильных дорог и других объектов социального назначения, на содержание которых они ежегодно затрачивают более 4 млрд рублей.
Только в Ставропольском крае в 2002 году затраты сельскохозяйственных предприятий на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы составили 136.6 млн рублей, или 34.5% от всех средств федерального бюджета, выделенных на финансирование аграрного комплекса края.
Учитывая изложенное и в целях исправления создавшегося положения в сфере производства зерна и развития зернового рынка, представляется целесообразным предложить Правительству Российской Федерации: подготовить и внести в установленном порядке предложения по совершенствованию действующего законодательства, регулирующего сферу производства и реализации сельхозпродукции в рыночных условиях хозяйствования; рассмотреть вопрос о внесении изменений в федеральный закон "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей", позволяющих большинству предприятий реально участвовать в процедуре реструктуризации своих долгов; обеспечить выполнение законодательства по формированию федерального фонда сельхозпродукции; принять меры по разработке федеральной целевой программы обеспечения устойчивого производства и развития рынка зерна на период до 2010 года "Зерно" и программы создания условий оптимизации ценовых соотношений между продукцией сельского хозяйства и других отраслей экономики, включающих комплекс организационных и экономических мер, обеспечивающих повышение эффективности функционирования зернового рынка; рассмотреть вопрос об ускорении завершения процесса передачи в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального и социально-культурного назначения, находящихся на балансе сельскохозяйственных предприятий; рассмотреть вопрос о создании информационного банка данных о наличии зерна в региональных фондах и у сельхозтоваропроизводителей, позволяющего своевременно принимать меры оперативного регулирования рынка.
Результаты проверки доложены президенту Российской Федерации В.Путину.
По поручению Главы государства информация по результатам проверки направлена в правительство Российской Федерации и полномочным представителям президента Российской Федерации в федеральных округах для рассмотрения и принятия соответствующих мер.
Комментарии отключены.