Главное контрольное управление президента РФ: Минсельхоз России не выполняет возложенные на него задачи, предусмотренные положением о министерстве (часть I)

Минсельхоз России не выполняет возложенные на него задачи, предусмотренные положением о министерстве, по реализации мер государственного регулирования его поставок на внешний рынок. Такой вывод содержится в отчете Главного контрольного управления президента, которое проверило деятельность Минсельхоза России и органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации.

Зерновое производство в стране является основой продовольственного комплекса и наиболее крупной отраслью сельского хозяйства. Посевы зерновых культур занимают свыше половины пашни. На долю зерна приходится почти треть всех кормов в животноводстве и более трети стоимости валовой продукции растениеводства.

В зерновой отрасли наметились определенные позитивные изменения. Впервые за десять лет существенно возросли посевы зерновых культур (на 2.1 млн га), увеличилась урожайность в среднем на 21%. Валовой сбор зерна в 2002 году значительно превысил урожаи прошлых лет и составил 86.6 млн тонн. В текущем году, несмотря на неблагоприятные погодные условия, сохранились высокие урожаи зерна и его собрано около 70 млн тонн.

Вместе с тем в обеспечении устойчивости зернового производства в рыночных условиях хозяйствования имеются серьезные проблемы. Остается неудовлетворительным состояние машинно-тракторного парка, списание сельхозмашин в 2.8-4 раза превышает их поступление. Износ сельскохозяйственной техники достигает 65%-70%. За последние 2 года число убыточных предприятий увеличилось на 3 тысячи и достигло 55% от их общего количества. Свыше 22 тысяч хозяйств по состоянию на 1 января 2003 г. имели задолженность по оплате труда в размере 13.3 млрд руб.

Одной из причин создавшегося положения является несовершенство нормативной правовой базы, которая не учитывает особенности современных рыночных условий.

Закон Российской Федерации "О зерне", принятый в 1993 году, не отражает реальное положение дел в зерновой отрасли. К настоящему времени 10 его статей, касающихся мер государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, отменены. Остальные 11 потеряли свою актуальность.

Ряд положений федерального закона "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", принятого в 1994 году, не согласуются с требованиями Бюджетного и Гражданского кодексов Российской Федерации, федерального закона "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" и закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Законом не предусмотрено проведение конкурсов на размещение заказов на поставки сельхозпродукции для государственных нужд. Сроки утверждения объемов и закупочных цен на зерно противоречат Бюджетному кодексу Российской Федерации. Требования к договорам поставки продукции для государственных нужд не соответствуют Гражданскому кодексу Российской Федерации.

Однако Минсельхоз России мер по приведению законодательства о поставках сельхозпродукции в соответствие с требованиями указанных законов не принял. Изменения и дополнения в законодательство до настоящего времени в правительство Российской Федерации не представлены.

Многие действующие нормы закона с момента его принятия не выполняются. правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации не определяются ежегодные перечни и объемы закупок (поставок) зерна, гарантированный уровень закупочных цен, не заключаются договоры с товаропроизводителями на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции для государственных нужд.

Межведомственная несогласованность в действиях не позволила в установленный распоряжением правительства Российской Федерации от 30 января 2001 г. № 130-р срок (I квартал 2001 года) представить на утверждение федеральную целевую программу устойчивого производства и развития рынка зерна в 2002 - 2005 годах и на период до 2010 года "Зерно". На момент проверки программа не доработана и не прошла процедуру согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Министерством не представлены в срок до 1 апреля 2003 г. предложения по основным направлениям развития зернового рынка на период до 2010 года, включающие меры по развитию производства, биржевой торговли и экспорта зерна, совершенствованию нормативной правовой базы по вопросам регулирования зернового рынка, как это установлено решением правительства Российской Федерации от 19 сентября 2002 г.

Срок подготовки документов правительством Российской Федерации неоднократно переносился. Под угрозой срыва завершение этой работы в текущем году. Контроль со стороны правительства Российской Федерации за выполнением указанных поручений не ведется.

В соответствии с законом предусматривается ежегодное создание федерального и региональных фондов сельскохозяйственной продукции.

Федеральный фонд формируется за счет бюджетных средств для удовлетворения потребностей в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии районов Крайнего Севера, экологически загрязненных территорий, сил обороны и государственной безопасности, а также приравненных к ним потребителей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, для государственного и оперативного продовольственного резервов правительства Российской Федерации.

Однако правительство Российской Федерации в проектах ежегодных бюджетов средств на эти цели не предусматривает. В результате формирование федерального фонда до настоящего времени не осуществляется.

Региональные фонды, предназначенные для удовлетворения потребностей регионов в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии, должны формироваться за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. Органами исполнительной власти регионов работа по созданию фондов ведется с нарушением законодательства. Часть бюджетных средств, переданных на формирование региональных продовольственных фондов, используются не по назначению.

В Алтайском крае и Омской области 155.4 млн руб. и 51.1 млн руб. соответственно переданы органам местного самоуправления для использования на другие цели. Помимо этого, часть зерна алтайского регионального продовольственного фонда на сумму 8.4 млн рублей внесена в уставные фонды различных организаций, на 19.8 млн руб. - в счет поставок угля, на 100 млн руб. - выдан беспроцентный кредит ЗАО "ПО "Сибирьэнергоуглеснаб". В Ставропольском крае 144.3 млн руб. направлены на пополнение оборотных средств государственных заказчиков.

В результате в региональных фондах необходимый запас зерна для стабилизации и регулирования продовольственного рынка не создан. В ряде регионов фонды вообще не сформированы

В нарушение законодательства региональные продовольственные фонды формируются не за счет целевых бюджетных средств, а за счет других источников финансирования (ссуды, кредиты). При этом субъекты Российской Федерации фактически теряют право собственности на эти фонды и эффективного управления ими. В 2001 -2003 годах администрацией Алтайского края выделены кредиты в размере 740 млн руб. КГУП "Алтайагропрод" для формирования регионального продовольственного фонда. Однако указанные средства им в основном использованы на приобретение материально - технических ресурсов. Продовольственный фонд в 2001 году был сформирован всего на 21.5%, в 2002 году - на 60%. Аналогичная ситуация сложилась в Омской области, где зерна закуплено всего на 22.1 млн руб., в то время как суммарное финансирование на эти цели составило 338.6 млн руб. Вместе с тем органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер по возврату выделенных средств в судебном порядке не принимают.

Минсельхозпрод Чеченской республики в 2001 году контракт на поставку семян озимой пшеницы заключил на сумму 41 млн руб. без проведения конкурса. При проверке КРУ Минфина России выявлена недопоставка пшеницы на 23.8 млн руб., или 58.1%. По данному факту материалы рассматриваются правоохранительными органами.

В результате указанные фонды не стали стабилизирующим фактором функционирования продовольственного рынка в субъектах Российской Федерации.

Другие новости

29.12.2003
13:23
Госдолг Санкт-Петербурга за 11 месяцев снизился на 5.4% до 12.969 млрд руб
29.12.2003
13:21
В.Путин призвал депутатов сосредоточиться на законопроектах, связанных с качеством жизни россиян и с экономикой
29.12.2003
13:13
ФКЦБ зарегистрировала выпуск обыкновенных акций ЗАО "НК "Росагронефтепродукт" объемом 129.5 млн руб
29.12.2003
13:07
Восемь крупнейших кредиторов компании LG Card призвали остальных кредиторов присоединиться к плану финансовой помощи компании
29.12.2003
13:00
Главное контрольное управление президента РФ: Минсельхоз России не выполняет возложенные на него задачи, предусмотренные положением о министерстве (часть I)
29.12.2003
12:53
В.Путин подписал закон о снижении до 0.2% ставки по налогу на эмиссию ценных бумаг
29.12.2003
12:48
В.Путин подписал пакет законов, необходимый для введения в действие закона о страховании банковских вкладов
29.12.2003
12:41
"Воронежсинтезкаучук" планирует увеличить в 2004 г. производство каучуков и латексов на 7.3% до 222.8 тыс т
29.12.2003
12:34
Совет директоров Волжской ГЭС им. Ленина утвердил программу реконструкции и техперевооружения до 2015 г. на 14 млрд руб
Комментарии отключены.