Президент РФ Владимир Путин подписал новую правительственную редакцию закона "О валютном регулировании и валютном контроле".
Напомним, что 26 ноября текущего года Совет Федерации одобрил правительственный законопроект "О валютном регулировании и валютном контроле". Госдума приняла этот законопроект 21 ноября.
Законопроект направлен на значительную либерализацию валютных операций. Граждане России получают право открывать счета в иностранных банках в странах, входящих в FATF, сообщив предварительно об этом в налоговые службы. Ограничения на валютные операции (в т.ч. установление размеров обязательной продажи валютной выручки) могут вводиться решением ЦБ РФ и правительства в течение недели.
Законопроектом закреплено право резидентов открывать без ограничений счета в банках, расположенных на территории иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) в уведомительном порядке, в иных случаях - в порядке, установленном Центральным банком РФ, который может предусматривать предварительную регистрацию (пункты 1-3 статьи 14). Переводы резидентами средств на свои счета, открытые в банках за пределами РФ осуществляются в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ, который может предусматривать: - установление режима счета; - резервирование суммы в эквиваленте 100% от суммы проводимой валютной операции на срок не более 60 календарных дней до даты осуществления валютной операции (пункт 4 статьи 14).
В отличие от действующей редакции закона проектом предусмотрено, что расчеты при проведении валютных операций осуществляются резидентами через счета, открытые в уполномоченных банках, за исключением валютных операций, указанных в статье 16 законопроекта. Законопроектом предусмотрено разграничение по регулированию операций движения капитала между правительством и Банком России (статьи 8 и 9).
В отличие от действующего закона, которым предусматривается разрешительный порядок осуществления валютных операций, связанных с движением капитала, в законопроекте значительно сокращен перечень капитальных операций, требующих регулирования: оставлены только те, которые могут нанести ущерб экономике, дестабилизировать внутренний валютный рынок, повлечь значительный отток капитала. Ограничения на осуществление отдельных операций движения капитала могут вводиться только в целях предотвращения существенного сокращения национальных валютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса РФ.
В законопроекте содержится общее правило, запрещающее совершение валютных операций в иностранной валюте между резидентами; в то же время установлен перечень валютных операций, которые могут осуществляться между резидентами (пункт 1 статья 10). Впервые законодательно закреплен также перечень валютных операций, осуществляемых без ограничений, между резидентами и уполномоченными банками, который не является закрытым и устанавливается Банком России (пункт 3 статья 10). Во избежание коллизий с нормами Федерального закона "О рынке ценных бумаг" устанавливается, что валютные операции по передаче эмиссионных ценных бумаг, относимых к таковым в соответствии с законодательством РФ (прав, удостоверенных эмиссионными ценными бумагами), осуществляются с соблюдением требований, установленных федеральными законами о ценных бумагах (статья 12).
Согласно законопроекту, купля-продажа иностранной валюты в РФ производится через уполномоченные банки в порядке, установленном Центральным банком РФ, и может предусматривать следующие требования: - об открытии счета в уполномоченном банке; - установление режима счета; - о резервировании суммы, не превышающей в эквиваленте 100% от суммы покупаемой иностранной валюты на срок не более 60 календарных дней до даты осуществления покупки иностранной валюты; - о резервировании на срок не более 1 года суммы, не превышающей в эквиваленте 20% от суммы покупаемой валюты РФ (пункт 4 статьи 13).
Вместе с тем, законопроектом предусмотрено, что Центральный банк РФ при установлении порядка купли-продажи иностранной валюты не может вводить одновременно применительно к одному виду валютных операций требование резервировании 100% от суммы валютной операции и 20% от суммы валютной операции (пункт 4 статьи 13). Кроме того, при установлении порядка купли-продажи наличной иностранной валюты не может вводиться требование об идентификации личности. Более полно прописан порядок ввоза в РФ и вывоза из РФ валютных ценностей, валюты РФ и ценных бумаг, номинированных в валюте РФ (статья 17). Требование о предварительной регистрации вводится для обеспечения информационного контроля за движением капитала и возможности прогнозирования состояния валютного рынка РФ. Детально расписан порядок предварительной регистрации, включающий в себя исчерпывающий перечень представляемых резидентами и нерезидентами документов и срок для рассмотрения Центральным банком РФ заявлений о предварительной регистрации, а также закреплены основания отказа в предварительной регистрации (статья 18). Порядок обращения резидентов за предварительной регистрацией устанавливается Правительством РФ, что позволит обеспечить наиболее эффективный контроль за соблюдением прав резидентов при обращении за предварительной регистрацией, отмечают разработчики закона.
Комментарии отключены.