Предложение ОАО "Газпром", направленное германским компаниям Ruhrgas и E.ON о продаже российской компании 32.1% акций распределительной компании Verbundnetz Gas (VNG, Восточная Германия), осталось без внимания. Об этом стало известно вчера вечером.
Ruhrgas и E.ON приняли более выгодное предложение от газового трейдера EWE (Германия).
Кроме того, EWE получит право купить долю норвежской Statoil в VNG в размере 5%.
Газеты, комментируя этом событие, отмечают, что это не первая неудача "Газпрома".
"Ведомости" вспоминают, что в прошлом году немецкое правительство, одобрив сделку по слиянию Ruhrgas и E.ON, обязало эти компании продать принадлежащие им 42% акций Verbundnetz Gas. Сделка должна была быть завершена до февраля 2004 г. Этой возможностью решил воспользоваться "Газпром", который для участия в этом проекте решил объединиться со своим давним партнером - Wintershall. Вместе они могли рассчитывать на получение контрольного пакета акций VNG. Кроме этого альянса, на покупку доли в VNG претендовали французская Gas de France, немецкий энергетический концерн RWE и местный газовый трейдер EWE.
Verbundnetz Gas - монопольный поставщик газа в Восточной Германии. Объем продаж компании составляет 15 млрд куб. м газа в год. VNG также принадлежит 8000 км газопроводов и семь газохранилищ в Европе. До последнего времени крупнейшими акционерами VNG являлись Ruhrgas (36.6% ), E.ON (5.26% ), BEB (10%), Wintershall (15%), Statoil (5.3%), "Газпром" (5%), Gas de France (5%) и восемь немецких муниципалитетов (10%).
"Газпром" уже однажды потерпел неудачу при попытке участвовать в приватизации VNG в 1991 г., когда российского монополиста даже не допустили к торгам. Вторая попытка также провалилась. E.ON официально объявила, что продает принадлежащие ей и Ruhrgas 32% акций VNG местному газовому трейдеру EWE. Сумма сделки составит 780 млн долл. Оставшиеся 10% VNG, за которые E.ON планирует выручить около 220 млн долл., будут предложены немецким муниципалитетам, а если последние откажутся, то эти акции также сможет купить EWE. При этом E.ON по указанию немецких антимонопольных органов вышла из числа совладельцев EWE, продав 27.4% ее акций за 611 млн долл. другим акционерам компании - Energieverband Elbe-Weser Beteiligungsholding и Weser-Ems Energiebeteiligung.
Кроме того, EWE сможет дополнительно купить 5.26% акций VNG у норвежской Statoil. Эту сделку планируется завершить в I квартале 2004 г. Кристин Неббен из Statoil заявила "Ведомостям", что в компании очень довольны продажей пакета акций VNG. "Это не наш основной бизнес, и акции нам просто не нужны", - поясняет она, отмечая, что норвежская компания все равно продолжит поставлять VNG свой газ. Таким образом, уже в начале следующего года в собственности EWE может оказаться более 47% акций VNG, однако в компании пока ничего не говорят о своих дальнейших планах.
Представители Ruhrgas и E.ON вчера отказались комментировать, почему они предпочли заключить сделку с EWE. Но близкий к переговорам источник полагает, что причина в том, что "Газпром" и Wintershall, в отличие от Gas de France и EWE, не предлагали за акции VNG денежные средства. Вместо этого "Газпром" предлагал E.ON поучаствовать в освоении небольших газовых месторождений на Ямале. "Кроме того, E.ON мог испугаться, что альянс "Газпрома" и Wintershall окажется слишком сильным конкурентом", полагает источник.
Пресс-секретарь предправления "Газпрома" Сергей Куприянов отказался комментировать сделку, но другие менеджеры "Газпрома" были расстроены. "Мы понимали, что нам, скорее всего, не удастся перебить цены, предлагаемые за акции VNG другими участниками тендера, поэтому мы попытались предложить немцам другой вариант: участие в добыче газа в России, - говорит один из них. - Но E.ON решил, что на немецком рынке не должно оказаться ни французов, ни русских. Хорошо еще, что победителем стала локальная компания, а не наш крупный конкурент в Европе - Gas de France". Пресс-служба Gas de France вчера отказалась от комментариев.
"Я бы не расценивал это как проигрыш "Газпрома", - говорит аналитик "Тройки Диалог " Каха Кикнавелидзе. - Просто "Газпром" не готов переплачивать за расширение своего бизнеса. Мы считаем, что это правильно, даже 700 млн долл. за пакет VNG - высокая цена для монополиста. Эти деньги он с большей выгодой может вложить в российский рынок газораспределения".
Комментарии отключены.