Госдума приняла в II чтении правительственный законопроект "О валютном регулировании и валютном контроле"

Госдума сегодня на пленарном заседании приняла в II чтении законопроект "О валютном регулировании и валютном контроле", внесенный правительством.

Напомним, что 14 марта 2003 г. Госдума приняла в I чтении правительственный законопроект "О валютном регулировании и валютном контроле". Правительство РФ 28 ноября 2002 г. одобрило этот законопроект.

Законопроектом закреплено право резидентов открывать без ограничений счета в банках, расположенных на территории иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) в уведомительном порядке, в иных случаях - в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации, который может предусматривать предварительную регистрацию (пункты 1-3 статьи 14). Переводы резидентами средств на свои счета, открытые в банках за пределами Российской Федерации осуществляются в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации, который может предусматривать: - установление режима счета; - резервирование суммы в эквиваленте 100 процентов от суммы проводимой валютной операции на срок не более 60 календарных дней до даты осуществления валютной операции (пункт 4 статьи 14). В отличие от действующей редакции закона проектом предусмотрено, что расчеты при проведении валютных операций осуществляются резидентами через счета, открытые в уполномоченных банках, за исключением валютных операций, указанных в статье 16 законопроекта.

Законопроектом предусмотрено разграничение по регулированию операций движения капитала между Правительством и Банком России (статьи 8 и 9). В отличие от действующего закона, которым предусматривается разрешительный порядок осуществления валютных операций, связанных с движением капитала, в законопроекте значительно сокращен перечень капитальных операций, требующих регулирования: оставлены только те, которые могут нанести ущерб экономике, дестабилизировать внутренний валютный рынок, повлечь значительный отток капитала. Ограничения на осуществление отдельных операций движения капитала могут вводиться только в целях предотвращения существенного сокращения национальных валютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса РФ. В законопроекте содержится общее правило, запрещающее совершение валютных операций в иностранной валюте между резидентами; в то же время установлен перечень валютных операций, которые могут осуществляться между резидентами (пункт 1 статья 10). Впервые законодательно закреплен также перечень валютных операций, осуществляемых без ограничений, между резидентами и уполномоченными банками, который не является закрытым и устанавливается Банком России (пункт 3 статья 10). Во избежание коллизий с нормами Федерального закона "О рынке ценных бумаг" устанавливается, что валютные операции по передаче эмиссионных ценных бумаг, относимых к таковым в соответствии с законодательством Российской Федерации (прав, удостоверенных эмиссионными ценными бумагами), осуществляются с соблюдением требований, установленных федеральными законами о ценных бумагах (статья 12). Согласно законопроекту, купля-продажа иностранной валюты в Российской Федерации производится через уполномоченные банки в порядке, установленном Центральным банком РФ, и может предусматривать следующие требования: - об открытии счета в уполномоченном банке; - установление режима счета; - о резервировании суммы, не превышающей в эквиваленте 100 процентов от суммы покупаемой иностранной валюты на срок не более 60 календарных дней до даты осуществления покупки иностранной валюты; - о резервировании на срок не более 1 года суммы, не превышающей в эквиваленте 20 процентов от суммы покупаемой валюты Российской Федерации (пункт 4 статьи 13). Вместе с тем, законопроектом предусмотрено, что Центральный банк Российской Федерации при установлении порядка купли-продажи иностранной валюты не может вводить одновременно применительно к одному виду валютных операций требование резервировании 100% от суммы валютной операции и 20% от суммы валютной операции (пункт 4 статьи 13). Кроме того, при установлении порядка купли-продажи наличной иностранной валюты не может вводиться требование об идентификации личности.

Более полно прописан порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации (статья 17). Требование о предварительной регистрации вводится для обеспечения информационного контроля за движением капитала и возможности прогнозирования состояния валютного рынка Российской Федерации. Детально расписан порядок предварительной регистрации, включающий в себя исчерпывающий перечень представляемых резидентами и нерезидентами документов и срок для рассмотрения Центральным банком Российской Федерации заявлений о предварительной регистрации, а также закреплены основания отказа в предварительной регистрации (статья 18). Порядок обращения резидентов за предварительной регистрацией устанавливается Правительством Российской Федерации, что позволит обеспечить наиболее эффективный контроль за соблюдением прав резидентов при обращении за предварительной регистрацией, отмечают разработчики закона.

Другие новости

19.11.2003
14:10
ФКЦБ зарегистрировала выпуск облигаций 1-й серии ООО "Евросервис Финанс" на сумму 600 млн руб
19.11.2003
14:07
Аукцион по продаже ОФЗ-АД выпуска 46008 с обязательством обратного выкупа не состоялся в связи с отсутствием заявок
19.11.2003
14:06
Думская фракция КПРФ исключила из своих рядов депутата Леонида Маевского, который обвинил партию в связях с олигархами
19.11.2003
14:02
Законодатели Эвенкии пока не будут оспаривать вердикт Красноярского суда, который признал незаконным назначение Василия Шахновского сенатором от Эвенкии
19.11.2003
13:54
Госдума приняла в II чтении правительственный законопроект "О валютном регулировании и валютном контроле"
19.11.2003
13:50
Новгородский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком" ввел в эксплуатацию в В.Новгороде цифровую АТС типа EWSD емкостью 13 тыс. номеров стоимостью 90 млн руб
19.11.2003
13:46
Цена отсечения на аукционе по размещению ОФЗ-АД допвыпуска 46001 составила 108.51% от номинала, доходность к погашению по средневзвешенной цене - 8.25% годовых
19.11.2003
13:45
Аукцион прямого репо на срок 1 день, проведенный с 11:00 до 11:15 мск, не состоялся в связи с отсутствием заявок
19.11.2003
13:35
Активы банка Кредиттраст на 1 ноября составили 9.661 млрд руб. против 5.251 млрд руб. на начало года
Комментарии отключены.