Депутатам Госдумы не дает покоя закон о соглашениях о разделе продукции (СРП), пишут "Ведомости".
Минувшим летом они резко ограничили сферу действия закона, а теперь хотят исключить из него пункт, гарантирующий неизменность уже заключенных соглашений. Таким образом депутаты надеются заставить иностранных операторов проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2" и Харьягинского месторождения увеличить число российских подрядчиков.
В конце минувшей недели группа депутатов Госдумы направила в Конституционный суд запрос о соответствии Конституции п. 7 ст. 2 закона об СРП, принятого в конце 1995 г. В этом пункте зафиксировано, что условия соглашений, заключенных до вступления в силу данного закона, не подлежат изменению. Эта так называемая "дедушкина оговорка" относится к трем действующим проектам - "Сахалин-1", "Сахалин-2" и Харьягинскому.
В своем запросе депутаты отмечают, что СРП, о которых идет речь, заключались на основании указа президента РФ, однако вступившая в действие позднее Конституция относит недропользование к сфере совместного ведения федерального центра и субъектов Федерации. На этом основании депутаты сомневаются в конституционности "дедушкиной оговорки". В запросе также отмечается, что президентский указ, на основании которого заключались СРП, уже давно утратил силу.
"Целью запроса является проверка законности уже действующих СРП", - поясняет депутат Госдумы Андрей Скоч. Главной задачей он называет подведение этих соглашений под требование закона, согласно которому при реализации проектов инвесторы должны использовать не менее 70% продукции и услуг российского происхождения. В действующих соглашениях о разделе продукции это требование никак не прописано. Оператор Харьягинского проекта - французская Total - вообще не обязана отчитываться о структуре размещенных заказов перед российскими чиновниками. А проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2" (операторами выступают соответственно ExxonMobil и Royal/Dutch Shell) такую отчетность представляют, но никаких четких обязательств по привлечению российских подрядчиков на себя не берут.
"В результате западные операторы подвергают дискриминации российских производителей бурового оборудования, труб и другой металлопродукции", - возмущается депутат Андрей Скоч. Действительно, по данным Минэкономразвития, в 2002 г. по проекту "Сахалин-1" было заключено контрактов и размещено заказов на товары и услуги на 2.1 млрд долл., из которых лишь 34.2% пришлось на долю российских компаний. Несколько лучше ситуация у "Сахалина-2", который в прошлом году отдал российским подрядчикам 48.2% из общего портфеля заказов на сумму 614.7 млн долл., и у "Харьяги" - 57% из 162.5 млн долл.
Впрочем, западные инвесторы проектов СРП не склонны оправдываться. Представитель ExxonMobil вчера отказался от комментариев. А вице-президент российского отделения Royal/Dutch Shell Олег Румянцев отмечает, что проект "Сахалин-2", которым занимается его компания, получил законодательную и политическую поддержку президента и правительства России. "Поэтому любая попытка ревизии гарантий по нему будет идти вразрез с политикой государства", - полагает он. По словам Румянцева, именно с учетом этих гарантий в мае этого года компания принимала решение об инвестировании в "Сахалин-2" 10 млрд долл.
Зато российским производителям депутатская инициатива по душе. "Все объекты в рамках СРП проектируются по иностранным стандартам и, соответственно, оснащаются иностранным оборудованием, а это приводит к тому, что режим СРП превращается в режим связанных кредитов", - жалуется начальник управления по связям с общественностью Трубной металлургической компании (ТМК) Дмитрий Жеглов. Как пример дискриминации российских производителей он приводит недавний тендер на поставку труб для проекта "Сахалин-2". "Толщина трубы там была заложена такая, что только две российские компании смогли участвовать в тендере", - говорит он. По мнению Жеглова, российские металлурги должны получать преференции при выборе подрядчика еще и потому, что их производства весьма удалены от Сахалина и заведомо проигрывают японцам и корейцам из-за более высоких транспортных расходов.
Чиновник Минэкономразвития предложение депутатов называет нерыночным. "Если они будут приняты, это нанесет удар по стабильности условий СРП, и тогда о крупных инвестициях в проекты можно будет забыть", - говорит он. А партнер PricewaterhouseCoopers Михаил Клубничкин отмечает, что "дедушкина оговорка" существует во многих странах, например, в Казахстане, который "при этом более успешен в привлечении иностранных инвестиций, чем Россия".
Комментарии отключены.