Москва, 10 сентября. /МФД-ИнфоЦентр, MFD.RU/
Росимущество предлагает упростить процедуру приватизации госпакета "Сбербанка", по мнению главы ведомства и замминистра экономразвития Ольги Дергуновой, для снижения доли ЦБ в крупнейшем банке страны ниже контрольной достаточно простого решения Банка России по согласованию с правительством, а принятия специального федерального закона, как предполагает существующая процедура, не нужно. Об этом сообщили в пресс-службе "КоммерсантЪ".
Предложение Дергуновой уже поддержал Минфин, но "Сбербанк" и ЦБ против. Одно из них, инициированное Минэкономразвития и Росимуществом, состоит в изменении действующего порядка снижения доли ЦБ в "Сбербанке" ниже контрольной (50% плюс 1 акция). Это предлагается делать не специальным федеральным законом, как того требует действующая редакция закона "О Центральном банке", а гораздо проще и быстрее — решением Банка России по согласованию с правительством. Таким образом, упрощенный порядок снижения доли ЦБ в "Сбербанке" до доли не ниже контрольной, прописанный сейчас в законе о ЦБ, предлагается распространить и на сокращение участия до уровня менее контрольного вплоть до нуля.
Для реализации этой идеи ее автор — замминистра экономического развития и глава Росимущества Ольга Дергунова предлагает изменить статью 8 закона о ЦБ и, уже направила свои предложения для обсуждения в профильные ведомства (Минфин и ЦБ) и "Сбербанк". "Предложения по реформе действующего подхода к приватизации "Сбербанка" стали одной из первых серьезных инициатив госпожи Дергуновой, ранее работавшей в правлении "ВТБ, на новом посту.
Существование описанных выше предложений подтвердил статс-секретарь—заместитель министра экономического развития Олег Фомичев. "Предложения уже внесены в правительство и ждут согласования ведомств. Согласование идет непросто. От Минфина согласие уже получено. Такие изменения необходимы,— сообщил замминистра финансов Алексей Саватюгин.— На таком высококонкурентном рынке, как банковский, не может быть закрепленной в законе государственной доли в какой-либо кредитной организации". В Сбербанке официально отказались комментировать инициативу Росимущества.
"Отрицательные отзывы от зампреда "Сбербанка" Беллы Златкис и первого зампреда ЦБ Алексея Улюкаева уже получены,— говорит один из источнико— По их мнению, Сбербанку как системообразующему банку необходим контроль ЦБ, и упрощение процедуры отказа от этого контроля в обход, в частности, законодателей может сказаться на отношении инвесторов и клиентов и даже стабильности российской банковской системы". Поэтому они считают инициативу Росимущества преждевременной.
Интересно, что дискуссия об упрощении снижения доли ЦБ в "Сбербанке" ниже контрольной разгорелась задолго до официально очерченных властями сроков такого снижения. Согласно плану приватизации, это возможно не ранее 2015 года. Более того, основной акционер Сбербанка ЦБ уже год откладывает из-за неблагоприятной конъюнктуры рынка снижение своей доли в капитале госбанка до уровня 50% плюс 1 акция (на 7.58% с 57.6%). Согласно утвержденному правительством плану приватизации, это должно произойти до конца 2012 года. При этом предложения Минэкономразвития и Росимущества последовали за предложениями по изменению подхода к приватизации госбанков со стороны ЦБ. 19 июля, Банк России предлагал снижать долю государства в банках не через продажу госпакетов, а через проведение допэмиссии, что позволило бы им пополнить капитал для сохранения устойчивости в период кризиса, но снизило бы доходы государства от приватизации.
Учитывая, что Росимущество и Минэкономразвития эту идею тогда не поддержали, их предложение выглядит ответным ходом, который сможет сократить возможности ЦБ в реализации своих полномочий как основного акционера "Сбербанка", считают эксперты. "Несмотря на то что формальным продавцом акций "Сбербанка" выступает ЦБ, очевидно, что решение о приватизации 7.58% принимало правительство,— говорит управляющий партнер инвесткомпании "Третий Рим" Андрей Мовчан.— При этом существующая обязанность властей проводить решение о снижение пакета ЦБ в "Сбербанке" ниже контрольного через специальный федеральный закон дает ЦБ больше возможностей влиять на процесс — например, по каким-либо причинам отсрочить принятие закона в парламенте". Не исключено, что новые предложения по приватизации могут преследовать цель забрать у ЦБ функции распоряжения государственным имуществом, оставив только регулятивные, считает господин Мовчан.
Устранение ЦБ из процесса приватизации "Сбербанка" сможет его ускорить и тем самым дать возможность продолжить процесс разгосударствления второму по величине госбанку — "ВТБ", считают участники рынка.
Впрочем, несмотря на поддержку Минфина в вопросе упрощения подхода к приватизации "Сбербанка", реализация предложения Минэкономразвития и Росимущества легкой не будет. Кроме противостояния разных ведомств у идеи оперативному снижению доли ЦБ в "Сбербанке" есть и объективные препятствия, напоминают участники рынка. В частности, речь идет о наличии в некоторых меморандумах к выпускам еврооблигаций "Сбербанка" ковенант о смене контроля, нарушение которых сопряжено с досрочным предъявлением инвесторами бумаг к погашению. В настоящее время в обращении находится 11 выпусков еврооблигаций "Сбербанка" (девять долларовых и два в швейцарских франках) на общую сумму 9.1 млрд долл. Срок погашения бумаг самого длинного выпуска — 2022 год.
Комментарии отключены.