Добавлены подробности (после четвертого абзаца).
МОСКВА, 10 апр – РИА Новости. Арбитражный суд Московского округа отменил судебные акты двух нижестоящих инстанций, которые по иску Банка России взыскали с бывшего основного владельца Бинбанка Микаила Шишханова и экс-предправления Александра Лукина солидарно около 71,2 миллиарда рублей убытков, причиненных санацией Бинбанка, и отправил дело на новое рассмотрение.
Как следует из информации в картотеке арбитражных дел, окружной суд в среду рассматривал кассационные жалобы на принятое в ноябре 2022 года решение арбитражного суда Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда, вынесенное в марте.
Жалобы подали как ответчики Шишханов и Лукин, так и Центробанк, требовавший полного удовлетворения своего иска. Ранее две инстанции отклонили требования истца еще к троим солидарным ответчикам – членам правления Петру Морсину, Константину Калагину, отвечавшим, соответственно, за кредитование малого и крупного бизнеса, и члену совета директоров Кириллу Любенцову. Суды не признали их контролировавшими Бинбанк лицами.
Окружной суд удовлетворил только жалобы Шишханова и Лукина, требования к ним станут предметом нового рассмотрения в суде первой инстанции.
Изначально ЦБ заявил этот иск в интересах банка "Открытие", к которому присоединили Бинбанк, но апелляционный суд впоследствии произвел замену материального истца на банк "Траст". Как пояснил тогда представитель "Траста", права требования были уступлены "Открытием" по цессии.
ЦБ в 2017 году взял "Открытие" и Бинбанк на санацию через УК ФКБС, и в 2018 году решил объединить их, за исключением "плохих" и непрофильных активов, которые отошли "Трасту". В сентябре 2020 года ЦБ предъявил иск к солидарным ответчикам – Шишханову, другому совладельцу Бинбанка Михаилу Гуцериеву и четырем бывшим топ-менеджерам. В марте 2021 года суд утвердил мировое соглашение "Открытия" с Гуцериевым на 14,2 миллиарда рублей, после чего прекратил производство по требованиям к нему.
Банк России для санации Бинбанка внес в его уставный капитал около 57 миллиардов рублей, и именно от этой суммы рассчитана сумма иска. По формуле из закона о банкротстве убытки равны доходу, который ЦБ получил бы, разместив потраченную на санацию сумму на 20 лет под ключевую ставку вместо нулевой, под которую выделяет средства ФКБС.
Ответчики в суде заявили, что расчет по формуле, появившейся в законе в 2018 году, уже после начала оздоровления Бинбанка, неприменим к этому делу, так как норма не имеет обратной силы. Кроме того, по словам ответчиков, у ЦБ вообще не возникло убытков – он получил прибыль уже по итогам 2018 года, а также получил акции банка, стоимость которых превышала размер докапитализации Бинбанка.
Суды двух инстанций согласились с доводами истца о том, что вина ответчиков заключается в самом факте доведения банка до санации. Суды также сочли правомерным применение формулы, признав эту норму процессуальной, следовательно, имеющей обратную силу.
Между тем, после этого в другом деле – о взыскании убытков с контролирующих лиц Промсвязьбанка – Верховный суд признал формулу из закона о банкротстве, по которой рассчитываются убытки от санации, неприменимой к отношениям, имевшим место до того, как формулу добавили в закон.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.